Россия на пороге топливного кризиса: бензин прибавил 10% за месяц
Новый топливный кризис может ударить по рынку автозаправочных станций в России. Независимые заправки вынуждены поднимать цены на топливо, в то время, как у крупных сетевых игроков рынка есть запас прочности, позволяющий удерживать цены на прежнем уровне.
Росстат заявлял, что за сентябрь рост цен на топливо в России составил 10%. При этом крупные нефтяники удерживают цены на топливо на уровне мая, когда было заключено соглашение с правительством. Согласно договоренности, акцизы на на бензин и дизтопливо были снижены с 1 июня.
Но в то же время независимые игроки рынка оказались вынуждены повышать стоимость топлива. Средние розничные цены на бензин и дизтопливо за первую неделю октября составили 43,28 руб. и 44,69 руб. за 1 л, сообщал Росстат. Бензин АИ-92 подорожал на 2 коп., до 41,4 руб. за 1 л, АИ-95 — на 5 коп., до 44,62 руб. за 1 л. Топливо дорожало в 33 регионах.
Одним из регионов, где власти всерьез обеспокоились дорожающим топливом, стала Иркутская область. Губернатор Сергей Левченко заявил, что «цена увеличилась где-то на рубль, а где-то сразу на четыре».
Позже пресс-служба главы региона сообщила, что с 8 по 14 октября средняя стоимость АИ-92 возросла на 2 руб. за 1 л, до 43,2 руб., АИ-95 и АИ-98 — на 3 руб. (46,4 руб. и 49,3 руб. за 1 л), летнего дизтоплива — на 2,5 руб., до 47,4 руб. Литр зимнего дизтоплива стоит 51,3 руб.
«Мы сохраняем привлекательные цены на бензин, как в рознице так и для мелкоптовых потребителей, — цитирует «Коммерсант» пресс-службу «Роснефти». — Губернатору Левченко же стоило бы обратить внимание на деятельность работающей в регионе Иркутской нефтяной компании, которая, добывая 8,5 млн тонн нефти, вообще не поставляет сырье на российский внутренний рынок».
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил изданию, что подобные проблемы наблюдаются и в ряде других регионов. Он отметил, что из-за непрекращающегося роста оптовых цен на топливо независимые трейдеры вынуждны повышать цены на АЗС. В то же время на АЗС крупных сетевых игроков рынка бензин если и дорожает, то незначительно.
Тем не менее, Аркуша подчеркнул, что «нефтекомпании работают в убыток, да еще на повышенных объемах продаж, что приводит к сокращению мелкооптовых продаж и нехватке топлива».
При этом, по мнению Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», крупные нефтяники могут пользоваться ситуацией и «разыгрывать свою карту», а ситуация на рынке к концу 2018 года будет сильно зависеть от льгот для нефтяных компаний.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила сегодня, что Банк России не ожидает большого скачка цен на топливо в 2019 году.
«Безусловно, фактор цен на бензин важный. Не только оказывает влияние на текущую инфляцию, но это и важный фактор, который влияет на инфляционные ожидания. Мы не ожидаем большого скачка цен, будем смотреть за этим рынком и, естественно, принимать во вынимание его динамику при принятии решений», - цитирует Набиуллину ТАСС.
Ранее Счетная палата предупредила, что повышение акцизов на топливо в России с 1 января 2019 года (с 8,213 тыс. до 12,374 тыс. рублей за тонну бензина и с 5,665 тыс. до 8,541 тыс. рублей за тонну дизельного топлива) может привести к новому резкому росту розничных цен на бензин.