Мика Хаккинен: Гонки – это всё-таки не война
Мика Хаккинен прокомментировал события прошлого уик-энда, и главная мысль, которую высказывает двукратный чемпион мира, состоит в том, что борьба на трассе должна быть корректной.
Гран При Саудовской Аравии был захватывающим зрелищем, но одновременно во многих отношения неоднозначным, став подтверждением тому, что Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен ведут одно из самых напряжённых сражений за победу в чемпионате за всю его историю.
Теперь эти парни отправляются в Абу-Даби, имея равное количество очков, и это просто прекрасно. После 21 гонки, после всей этой череды успехов и неудач нас ждёт решающий этап сезона.
Для Формулы 1 это здорово, но мне хочется увидеть, чтобы судьба титула определилась в ходе нормальной борьбы на трассе. Чтобы победа в воскресенье досталась самому быстрому гонщику за рулём лучшей машины. Очень жаль, если для выяснения имени победителя придётся применять штрафные санкции – это очень расстроит и организаторов чемпионата, и болельщиков, ведь они – самые важные люди в нашем спорте.
Хотя мы, стараясь передать степень интенсивности соперничества двух гонщиков и двух команд, используем такие слова, как «битва» или «сражение», это всё-таки не война. Не хочется, чтобы машины сталкивались на трассе, ведь при этом риски только увеличиваются. Формула 1 и без того достаточно опасный спорт.
В Джидде мы увидели фантастически интересную гонку, Льюис и Макс вели предельно ожесточённую борьбу. События развивались по драматическому сценарию: когда Гран При был в первый раз прерван красными флагами из-за аварии Мика Шумахера, это невероятным образом лишило Mercedes стратегического преимущества, и Макс получил реальный шанс, поскольку на пит-лейн команда Red Bull Racing могла поменять резину на его машине.
На первом рестарте Макс захватил лидерство, опередив Льюиса, но при этом выехал за пределы трассы – это был смелый манёвр, но в конечном счёте голландский гонщик Red Bull Racing лишь зря потратил время, поскольку позицию пришлось вернуть. Но второй рестарт он провёл просто идеально: опередил Льюиса, использовав просвет, образовавшийся слева от машины Mercedes, когда Хэмилтон сместился вправо, чтобы защититься от Эстебана Окона, который тоже действовал очень здорово.
За счёт таких манёвров порой выигрываются гонки или даже чемпионаты. Но за инцидент на 37 круге, когда и Макс, и Льюис оказались за пределами трассы в 1-м повороте, Ферстаппен был оштрафован.
Конечно, это напомнило известный инцидент в Бразилии с участием их обоих: тогда никто не был оштрафован, но выдавливать соперника с трассы всё-таки нельзя.
Когда Макса попросили пропустить Льюиса, было понятно, как надо действовать: ты должен позволить сопернику тебя обогнать, и есть только один способ сделать это безопасно. Надо сместиться в одну сторону и слегка сбросить газ, чтобы он мог тебя опередить за счёт естественной разницы в скоростях.
Но в Джидде произошёл опасный инцидент. Оба гонщика знали, что впереди начинается зона DRS, и никто из них не хотел первым пересекать черту, после которой можно активировать эту систему, ведь на следующей прямой соперник получит возможность для обгона.
Мы также знаем, что когда Макс получил инструкцию пропустить Льюиса, гонщика Mercedes ещё не успели предупредить, и это привело к недопониманию. По-моему, FIA вместе с командами должны пересмотреть весь этот процесс, а, возможно, и технологию информирования гонщиков.
Когда я смотрю на то, что произошло потом, то не могу поверить, что Макс собирался, что называется, «проверить реакцию» Льюиса и поэтому нажал на тормоз. Фактически он мог спровоцировать столкновение, в результате которого обе машины могли сойти с дистанции гонки.
Он пытался заставить Льюиса опередить его именно в том месте. Но, безусловно, проблема в том, как именно он сбросил скорость, и как были расположены машины на трассе. По данным FIA, в момент торможения отрицательное ускорение машины Ферстаппена равнялось 2,4g.
Чтобы вы поняли, что это такое, приведу один пример: на мощный дорожный спорткар, оборудованный системой ABS, при максимально интенсивном торможении будет действовать перегрузка в 1,2g. А тут было в два раза больше – известно, что в процессе замедления Макс переключился с 8-й передачи на 3-ю.
По какой бы причине это ни произошло, примером хорошей борьбы на трассе это не назовёшь, и в FIA приняли правильное решение, оштрафовав его после финиша гонки. Поскольку это никак не повлияло на конечный результат, можно спорить о размере наказания, но сигнал вполне понятен.
За опасную езду FIA будет штрафовать, и если в федерации увидят повторение чего-то подобного в Абу-Даби, я полагаю, что санкции будут более жёсткими.
Не знаю, каким образом машина Льюиса выдержала контакт с Red Bull Макса, но переднее крыло Mercedes очень прочное! Несмотря на повреждённую торцевую пластину крыла Льюису удалось проехать лучший круг гонки и одержать победу.
Я всегда считал, что борьба на трассе должна быть честной и красивой, а не наоборот. Победить в чемпионате мира нужно за счёт скорости, мастерства, точности пилотирования – ты должен доказать, что можешь одолеть соперника в прямом спортивном поединке. Именно это я хотел бы увидеть в ближайшее воскресенье, и я знаю, что FIA, Формула 1 и болельщики хотят того же.