Мартин Брандл о Гран При Сан-Паулу

Мартин Брандл о Гран При Сан-Паулу

Мартин Брандл, бывший гонщик Формулы 1, а ныне популярный комментатор британского телеканала Sky Sports F1, вспоминает драматичные события Гран При Сан-Паулу, высказывая своё мнение по поводу штрафов, сражения за титул и видеозаписей инцидента, произошедшего в 4-м повороте Интерлагоса.

Главным героем бразильского этап чемпионата в 2021 году был Льюис Хэмилтон, невольно втянутый в традиционные для Формулы 1 игры, причём в их экстремальной версии.

Перед началом уик-энда «разведка донесла», что в Mercedes подготовили для него новый двигатель внутреннего сгорания – таким образом в оставшихся четырёх гонках в распоряжении Льюиса будет два двигателя. Оказалось, что это правда, соответственно в Бразилии он получил штраф в виде потери пяти стартовых позиций.

Пойти на такой шаг имело смысл, ведь трассы в Саудовской Аравии и Абу-Даби предполагают высокие максимальные скорости, а в Mercedes в этом году столкнулись с тем, что их двигатели по мере износа теряют мощность быстрее, чем раньше.

В Интерлагосе длинный разгон в сторону 1-го поворота, и трасса там идёт на подъём, а затем следует спуск к 4-му повороту – исторически этот участок считается местом, где чаще всего происходят обгоны. Преимущество силовых установок Honda, которое проявляется на трассах, расположенных высоко над уровнем моря – в случае с Интерлагосом это около 800 метров – в 2021-м стало несколько меньше, поскольку мотористы Mercedes внесли некоторые изменения в конструкцию своего турбокомпрессора.

Добавьте к этому новый двигатель на машине №44 и ещё какой-то секретное усовершенствование, которое придумала эта команда, что позволило снизить лобовое сопротивление и повысить максимальную скорость, и получится, что одолеть Хэмилтона в Бразилии было практически невозможно. Как бы ни развивались события.

В Сан-Паулу проходил третий и заключительный квалификационный спринт, поэтому уик-энд начинался с часовой пятничной тренировки, на которой все должны были готовиться к квалификации. Сначала машины Red Bull казались вполне быстрыми, тогда как Льюис вежливо, но настойчиво попросил свою команду внести коррективы в настройки передней подвески, чтобы уменьшить вертикальные колебания его Mercedes W12. Под конец сессии именно он стал задавать темп и делал это до самого конца уик-энда.

Льюис уверенно выиграл квалификацию и в спринте должен был стартовать с поула, пока его результат не аннулировали из-за того, что заднее крыло его машины не соответствовало техническому регламенту. Эксперты FIA конфисковали крыло до конца уик-энда в качестве вещественного доказательства, пока не истекли все сроки подачи апелляции, поэтому было сложно разобраться, как так получилось, что оно не прошло контрольные инструментальные измерения.

В Red Bull уверены, что с этим задним крылом что-то не так, но в Mercedes с негодованием всё отрицали. Надо полагать, эксперты FIA предельно детально обследовали крыло с машины Льюиса. Похоже, что судьба главных трофеев чемпионата решится только в финале сезона, ставки велики, потому борьба принимает яростный характер, а две команды и два претендента на титул выясняют отношения не только на трассе, но и за её пределами.

Хэмилтон начинал спринт с последней, 20-й позиции. Формационный круг он проехал неторопливо, зато по пути на стартовое поле прекрасно прогрел резину и ещё до 1-го поворота опередил четыре машины. Он ярко провёл субботнюю гонку, финишировав пятым и совсем немного проиграв Карлосу Сайнсу, занявшему 3-е место, и Серхио Переса, который был четвёртым.

Победа в спринте досталась Валттери Боттасу, а вместе с ней и поул в воскресной гонке. Финн опередил Ферстаппена в 1-м повороте, после чего до самого финиша берёг свои мягкие шины. Каждый год ближе к середине чемпионата казалось, что его должны уволить из Mercedes, но ближе к зиме с ним подписывали очередной контракт. Однако сейчас, после того, как стало известно, что его место в 2022 году займёт Джордж Расселл, выступления Валттери производят очень неплохое впечатление.

Ферстаппен увеличил своё преимущество в чемпионате на два очка, заработав их за 2-е место в спринте, но в день гонки в воздухе висела какая-то тревога, хотя Льюис, получив штраф за замену двигателя, должен был стартовать с 10-й позиции.
В паддоке судачили, что в воскресенье Льюису придётся непросто, ведь машина с полными баками топлива тяжёлая, температура асфальта выше чем накануне, а ему надо будет пробиваться через трафик. Но оказалось, что все подобные рассуждения – чепуха.

Тото Вольфф, руководитель Mercedes, на стартовом поле не скрывал, насколько он зол из-за того, что в FIA разрешили Red Bull поменять элементы заднего крыла в условиях закрытого парка. Так почему его команде не позволили разобраться, что там было не так задним крылом машины Хэмилтона во время квалификации? Хороший вопрос, но ответ на него заключается в основном в том, что замена деталей на машинах Red Bull производилась с разрешения FIA под контролем инспекторов федерации, и эти части соответствовали техническому регламенту.

Похоже, всё это только раззадорило Льюиса, и он сразу пробился на 6-е место, а ещё через какое-то время напарник уступил ему третью позицию. Впереди него ехали только две машины Red Bull, которые тоже опередили Mercedes Боттаса ещё на первом круге.

Начинались интересные игры.

Позади лидирующей группы Ландо Норрис на старте попытался опередить медленно разгонявшегося Карлоса Сайнса, своего бывшего напарника, но задел переднее колесо его Ferrari, после чего получил прокол, но всё равно в итоге смог заработать одно очко за 10-е место.

Юки Цунода ринулся в отчаянную атаку на Лэнса Стролла, и в результате асфальт с «эсках» Сенны был усыпан обломками карбона, и на трассу выехал автомобиль безопасности. Это было на руку Хэмилтону, который тут же упёрся в коробку передач Red Bull Серхио Переса.

Разумеется, гонщики Red Bull это предвидели и на рестарте выжидали почти до самой белой линии, прежде чем начать разгон, стараясь не позволить Хэмилтону воспользоваться слип-стримом.

Чуть позже трасса вновь была усыпана конфетти из карбона после контакта Haas Мика Шумахера с Alfa Romeo Кими Райкконена, но на этот раз был введён режим виртуального автомобиля безопасности, что опять же помогло Льюису, который через несколько кругов после рестарта смог опередить Переса.

Сначала Ферстаппену удавалось отыгрывать примерно треть секунды на извилистом втором секторе трассы, это позволяло ему перед выходом на прямую немного отрываться от Хэмилтона, чья Mercedes летела словно ракета. Однако Льюис был неудержим, и на 48 круге Ферстаппену пришлось обороняться, и в 4-м повороте он выдавил соперника к внешней обочине.

Макс будет утверждать, что оба затормозили очень поздно, причём он ехал по грязной части трассы, и машины оказались за пределами трассы именно поэтому. Я также уверен, что Макс скажет: когда он увидел Льюиса в зоне вылета, он повернул руль, чтобы тоже проехать по этой зоне и затем снова разогнаться.

На видеозаписи, сделанной бортовой камерой Red Bull, видно, что Макс затормозил очень поздно и не мог выбирать, в какой точке начать входить в поворот, однако он не поворачивал руль в сторону Льюиса. Весь манёвр происходил на пределе, так что стюарды запросто могли принять любое решение. Как минимум за такие действия гонщик заслуживал предупреждающего чёрно-белого флага.

Только во вторник команда Mercedes направила в FIA с запрос о пересмотре решения стюардов, но подобные протесты редко приводят к изменению вердикта.

В любом случае в Red Bull могут сказать, что ближе к концу гонки Ферстаппен сбросил скорость, поэтому 5-секундный штраф будет несправедливым, ведь тогда их гонщик окажется позади Боттаса. Макс действительно мог ехать быстрее, но в Mercedes легко парируют: Боттас тоже мог.

Льюис спокойно отреагировал на инцидент, а когда команда сообщила по радио, что стюарды оставили его без последствий, это наверняка только укрепило его решимость опередить Макса.

Что он и сделал на 59 круге. Максу пришлось занять не самую выгодную позицию в 1-м повороте, обороняясь от стремительно приближавшегося Хэмилтона, из-за чего он сбился с ритма в двух следующих поворотах. Льюису же удалось занять идеальную траекторию, что позволило ему совершить обгон перед 4-м поворотом с использованием DRS. Это означало, что победа достанется ему, если не помешают какие-либо технические проблемы.

Пока Макс ехал впереди Mercedes Хэмилтона, в Red Bull ещё могли что-то предпринять, но когда он оказался позади, у них уже не осталось аргументов.

В Формуле 1 не осталось бразильских гонщиков, но бразильские болельщики теперь поддерживают Льюиса, зная, что он восхищается Сенной, тем более, Айртон наверняка был бы впечатлён таким выступлением.

Впереди гонка в Катаре, и эту трассу Валентино Росси, завершивший карьеру в MotoGP в прошлый уик-энд, знает несравнимо лучше любого гонщика Формулы 1, да и мотоциклам она подходит больше, чем современным гоночным машинам.

Лидерство Ферстаппена в личном зачёте сократилось до 14 очков – Серхио Пересу перед самым финишем удалось отобрать у Льюиса бонусный балл за лучший круг, поэтому борьба за титул продолжится как минимум до Гран При Саудовской Аравии.

Источник