Марокко’58: Забавы коронованных особ

Марокко’58: Забавы коронованных особ

Король Мохаммед V был просвещенным монархом. Когда его родное Марокко получило независимость от Франции, и наследник трона вернулся с далекого Мадагаскара в Рабат, то решил показать всему миру, что и на севере африканского континента есть цивилизация. Одним из средств поднятия имиджа бывшей колонии в глазах всего мира Мохаммед выбрал автогонки. Еще начиная с середины 20-х французы организовывали здесь заезды, так что какие-никакие традиции наличествовали.

Для проведения Гран При Марокко было выбрано местечко Айн-Диаб в пригороде Касабланки, крупнейшего города страны. Дороги образовывали там почти ровный прямоугольник длиной 7,6 километра. В 1957 году внезачетную гонку здесь выиграл Жан Бера на Maserati 250F, а в сезоне-58 марокканский Большой Приз стал (не в последнюю очередь вследствие уже упоминавшегося Суэцкого кризиса) финальным этапом чемпионата мира. Африканской гонке суждено было назвать имя того, кто сменит Хуана Мануэля Фанхио на формульном троне.

Лидером сезона в Айн-Диаб приехал британец Майк Хоторн из Ferrari. Предсезонный фаворит Стирлинг Мосс (Vanwall) уступал земляку восемь очков и мог рассчитывать на итоговый успех в случае, если бы одержал победу с лучшим кругом, и его соперник не занял при этом второе место. В глазах гоночной общественности такая ситуация выглядела несправедливой – ведь Мосс уже выиграл по ходу сезона три Гран При, в то время как Хоторн первенствовал лишь раз. Но многочисленные поломки Vanwall вкупе с похвальной надежностью Ferrari Dino 246 превратили Стирлинга в догоняющего.

Мохаммед V лично наблюдал с трибуны, как автомобили двух британцев сорвались с первой стартовой линии и понеслись к финишу. Однако едва ли не более важную роль в этот раз играли «вторые номера» ведущих команд. Моссу, возглавлявшему заезд, приходилось отбивать отчаянные атаки дебютанта чемпионата, 31-летнего американца Фила Хилла из Ferrari. В это же время гонщик Vanwall Тони Брукс смог отодвинуть Хоторна на четвертое место. Судьба титула висела на волоске.

Все решилось на середине дистанции, и ключевым фактором вновь стала надежность техники. На машине Брукса отказал мотор, и тут же, повинуясь команде из боксов, Хилл убрал ногу с педали газа и пропустил Хоторна на второе место. Стирлинг Мосс набрал в Марокко девять очков из девяти возможных, а победа на Айн-Диабе стала для лондонца четвертой в сезоне – но титул ушел в Маранелло: первым британским чемпионом Ф1 стал все же Хоторн. Для главы Vanwall Тони Вандервелла слабым утешением мог послужить лишь первый в истории Кубок Конструкторов.

Гран При Марокко. Стюарт Льюис-Эванс. За несколько кругов до взрыва мотора

История Гран При Марокко получилась короткой. Удовлетворенный достигнутым эффектом, просвещенный король больше не вспоминал о гонках. Быть может, на такое решение повлияло событие, случившееся за десять кругов до финиша. 28-летний британец Стюарт Льюис-Эванс что было сил гнал свой Vanwall к финишу, стремясь настичь Хоторна и помочь своему напарнику Моссу стать чемпионом. Но рядная 2,5-литровая «четверка» не вынесла сумасшедшего темпа – мотор взорвался, масло вспыхнуло и окатило пилота с головы до ног. Стюарт остановил машину и выбрался из нее, объятый огнем. Тони Вандервелл срочно нанял самолет и переправил своего гонщика в специализированный британский госпиталь, но спустя шесть дней Льюис-Эванс скончался.

Эта смерть (одной из главных причин которой, к слову, стала переднемоторная компоновка гоночного Vanwall) была далеко не единственной в том сезоне. На Нюрбургринге разбился один из героев прошлого чемпионата Питер Коллинз, во французском Реймсе оборвалась после аварии жизнь одного из быстрейших итальянских пилотов – Луиджи Муссо. Растущие скорости требовали все новых жертв…

Источник