Как ездить на автомобиле в жару и выжить
Тридцатиградусная жара, пришедшая в европейскую Россию к сезону летних отпусков, станет нелёгким испытанием не только для привычных к умеренному климату отечественных жителей, но и для техники. Рассказываем, как без потерь пережить июльский зной, не расставаясь при этом с любимым автомобилем.
Не секрет, что от чрезмерно высоких температур страдают не только люди, но и автомобили — с наступлением жары их надёжность существенно снижается. Это приводит к многочисленным поломкам, большинство из которых представляют реальную опасность для жизни и здоровья окружающих.
Перегрев мотора
С приходом высоких температур сильно повышаются шансы «вскипятить» мотор машины. Нагрузка на систему охлаждения двигателя в летнее время года возрастает в разы из-за снижения разницы между рабочей температурой двигателя и температурой окружающего воздуха. А значит, сильно повышаются требования к работоспособности всех компонентов системы охлаждения — термостату, способному частично или полностью перекрыть движение «охлаждайки» по большому кругу, вентилятору принудительного охлаждения, моторчик которого может не выдержать длительной бесперебойной работы, датчику температуры, от которого зависит включение принудительного охлаждения и скорость вращения вентилятора, и даже чистоте самого радиатора, который наглухо забивается тополиным пухом или грязью с просёлочных дорог.
Не ленитесь проверить работоспособность всех элементов системы охлаждения, а также пристально следите за уровнем антифриза в расширительном бачке и указателем температуры «охлаждайки» на приборной панели (если он в вашем автомобиле есть). При превышении максимального безопасного значения указателя температуры остановите автомобиль, откройте все стёкла и капот, включите вентилятор салонной печки на полную мощность, а температуру воздуха выкрутите на максимальное значение. Продолжать движение с такой неисправностью небезопасно для мотора — перед этим нелишним будет найти и устранить причину перегрева.
Важно
Не пытайтесь открыть крышку расширительного бачка при работающем моторе или «на горячую» — это чревато мгновенным закипанием и выплёскиванием охлаждающей жидкости.
Совет
Обязательно возите с собой небольшую канистру со свежей охлаждающей жидкостью — она пригодится вам в случае утечки или выкипания «охлаждайки» из бачка. В экстренном случае долить в систему охлаждения можно даже воду. Главное, чтобы содержание минеральных примесей в ней было небольшим. Моторное масло также играет важную роль в охлаждении двигателя — следите, чтобы его уровень не опускался ниже среднего значения.
Взрыв покрышки
Во время летнего зноя особую важность играет своевременная проверка давления в шинах. Под действием солнечных лучей и механического трения, возникающего во внутренних слоях покрышки, а также нагрева от раскалённого асфальта давление в колёсах автомобиля может существенно превысить предельно допустимые значения, что приведёт к внезапному разрушению каркаса и взрыву прямо во время движения. Большинство водителей оказываются неготовыми к такому развитию событий и теряют контроль над своим транспортным средством. В особенности подвержены неприятностям старые, сильно изношенные изделия с большим пробегом.
Важно
Проверять давление в шинах лучше всего при температуре +20-25 градусов по Цельсию. Этот показатель сильно зависит от температуры воздуха в самих шинах и значительно увеличивается во время движения.
Совет
Отказ тормозов
Тормозная система автомобиля летом также подвержена дополнительному износу и перегреву, что чревато её отказом и серьёзным ДТП. Из-за повышенных температур во время торможения сильнее нагреваются колодки и диски — при резком и длительном нажатии на педаль они попросту не успевают рассеивать вырабатываемое трением тепло. Это, в свою очередь, приводит к закипанию тормозной жидкости и практически полной потере эффективности торможения.
Важно
Обратите особое внимание на уровень тормозной жидкости в расширительном бачке и следите за указателями на приборной панели. Старая тормозная жидкость перестаёт держать высокие температуры и быстро закипает из-за насыщения влагой, поступающей из внешней среды. Если новая тормозная жидкость выдерживает и 200 градусов по Цельсию, то старая кипит уже при 120.
Совет
Вовремя меняйте тормозную жидкость на новую, не допускайте разгерметизации тормозных магистралей, не пытайтесь замедлять автомобиль на затяжных спусках длительным нажатием на педаль тормоза — используйте для этих целей двигатель и коробку передач.
Взрыв топлива
Жаркая погода накладывает свои требования даже на ёмкости, в которых хранится топливо — баки машин и топливные канистры. Под влиянием температуры углеводороды сильно расширяются, что может привести к разгерметизации ёмкостей и последующему возгоранию автомобиля.
Важно
Помните, что горючее, которым питается ваш железный друг, обладает высоким коэффициентом расширения. При повышении температуры давление в ёмкостях существенно возрастает.
Совет
Не заполняйте бак автомобиля и канистры более чем на 95% полного объёма. Это поможет вам избежать неприятных последствий. Особую опасность представляют зажигалки, оставленные в салоне автомобиля, и бытовые газовые баллоны — на жаре они склонны взрываться.
Растрескивание стёкол
Столь любимый современными автомобилистами кондиционер представляет реальную опасность для лобового стекла автомобиля: при включении этого устройства и направлении охлаждённого воздуха на лобовое стекло велика вероятность его самопроизвольного разрушения из-за резкого перепада температур. Даже относительно незначительные дефекты в таких условиях приводят к образованию и разрастанию трещин. Точно такой же эффект оказывает контрастный душ.
Важно
Не направляйте поток охлаждённого воздуха непосредственно на стекло и не мойте раскалённую машину холодной водой.
Совет
В жаркую погоду не включайте кондиционер сразу. Прежде опустите боковые стёкла и пару минут проветривайте салон. Ещё лучше делать это прямо во время движения.
Проблемы со здоровьем
Наконец, нелишним будет позаботиться о здоровье себя и своих близких. Жаркая погода может привести к перегреву тела, а необеззараженный и слишком мощный кондиционер — к внезапной простуде.
При частой смене температур организм испытывает сильнейший стресс, поэтому разница между внутрисалонной температурой и температурой вне автомобиля не должна быть слишком большой. Чтобы ощутить приятную прохладу, в большинстве случаев достаточно понизить температуру внутри машины всего на два-три градуса. При выходе из автомобиля по возможности не закрывайте стёкла и двери. Особое внимание уделите близким и домашним питомцам — даже нескольких минут в запертой на солнце машины могут стать причиной их гибели от перегрева и кислородного голодания.
Важно
Не открывайте окна машины при включённом кондиционере, так вы убережётесь от перекрёстных воздушных потоков разной температуры.
Совет
Как можно чаще меняйте фильтры в системе вентиляции салона машины, регулярно проводите обеззараживание системы кондиционирования. Климатическая система — излюбленная среда для обитания всевозможных грибков и бактерий, вызывающих болезни.