Италия'61:Трагедия и триумф

К концу 50-х итальянское влияние в Формуле 1 практически сошло на нет – на первый план уверенно вышли англоговорящие гонщики и британские команды. Тогда же стало ясно, что 2,5-литровые гоночные двигатели становятся все мощнее, вплотную приближаясь к отметке 300 л.с. На фоне примитивных мер безопасности – одни только матерчатые шлемы чего стоят – рост скоростей привел к череде аварий с трагическим исходом. Поэтому-то еще в 1959 году было принято решение, что чемпионат-61 будет проведен по существенно видоизмененным правилам.

В числе новшеств значились запрет турбомоторов; обязательное использование кузовов с открытыми колесами, непременно оснащенных дугой безопасности; введение минимального «сухого» веса в 450 кг; а главное – снижение рабочего объема двигателей, который теперь должен был лежать в интервале 1300-1500 куб.см. Разумеется, главными противниками новшеств стали британцы. Они только-только научились обгонять Ferrari, а теперь нужно было искать новые моторы, в то время, как Коммендаторе имел широкие возможности приспособить для Ф1 любой выпускаемый его компанией силовой агрегат.

Энцо так и поступил, совместив шасси Формулы 2 конструктора Карло Кити и мотор V6, построенный на базе старого, 2,5-литрового. Из-за двух радиаторов, установленных в передней части под углом друг к другу, модель 156 F1 получила очень характерную внешность и мгновенно заработала в паддоке прозвище Акулий нос. Лишь опытному Стирлингу Моссу удалось отобрать у гонщиков Ferrari пару побед, но к предпоследнему этапу британец заметно уступал в общем зачете пилотам Скудерии: американцу Филу Хиллу, и немецкому аристократу Вольфгангу фон Трипсу.

В начале сентября команды по традиции съехались в итальянскую Монцу. Скоростная трасса, где на десять километров приходилось в те годы всего семь поворотов (включая два профилированных, которые в последний раз были использованы для проведения Гран При), могла назвать имя нового чемпиона мира. Поул взял фон Трипс – для немецких пилотов он оставался единственным аж до мая 1994 года. Средняя скорость Ferrari Dino 156 на круге превысила 216 км/ч – немыслимо, если учесть, что в движение машину приводил 200-сильный мотор.

Хилл стартовал только четвертым, однако это не имело большого значения: как и всегда в Монце, со старта гонщики образовали плотную группу, порядок в которой менялся на каждом торможении. На середине второго круга, когда пилоты приближались к знаменитой Параболике, фон Трипс и 25-летний шотландец из Lotus Джим Кларк одновременно решили чуть изменить траекторию. Машины сцепились колесами и Акулий нос немца, взлетев в воздух, рухнул на стоявших у ограждения зрителей, похоронив полтора десятка человек, в том числе и своего пилота.

Кларк не пострадал в той аварии, но прекратил гонку, а потом еще долго с большой неохотой приезжал в Италию. Причиной тому были невеселые воспоминания и судебное разбирательство, затеянное миланской прокуратурой по обвинению Джима в непредумышленном убийстве. Энцо Феррари не стал снимать оставшихся пилотов с гонки, Филл Хилл без особого труда одержал победу и стал чемпионом мира. Следом финишировали Дэн Герни на Porsche и Брюс Мак-Ларен на Cooper-Climax.

А через шесть дней после трагической гибели сильнейшего немецкого пилота за четыре первые десятилетия Формулы 1, над Ирландией произошла авиакатастрофа. Пассажирский самолет, летевший из Дюссельдорфа в США, потерпел крушение, в котором не выжил никто из находившихся на борту. Одно из сидений воздушного лайнера пустовало – билет на него загодя приобрел Вольфганг граф Александр Берге фон Трипс.

Источник