Гран При Великобритании: Пресс-конференция в пятницу
Участники: Тойохару Танабе (Honda), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Клэр Уильямс (Williams), Зак Браун (McLaren), Марцин Будковски (Renault)
Вопрос: В минувшую среду было объявлено о новом долгосрочном контракте с автодромом в Сильверстоуне. Вопрос ко всем – какое самое яркое воспоминание связано у вас с этой британской трассой?
Марцин Будковски: Нам всегда нравится приезжать в Сильверстоун, ведь британский этап собирает невероятную зрительскую аудиторию. Каждый год билеты раскупаются полностью, притом болельщики здесь не просто любят гонки, но и очень хорошо в них разбираются. Они активно поддерживают все команды, всех гонщиков, создают очень позитивную атмосферу – всё это очень приятно. Самое яркое воспоминание? Похоже, у меня его нет, я в целом обожаю Сильверстоун за характер трассы и потрясающих болельщиков.
Вопрос: Зак?
Зак Браун: Это потрясающий этап чемпионата, и хорошо, что мы сможем приезжать в Сильверстоун в следующие пять лет. Если выбирать лучший Гран При Великобритании, я бы назвал гонку 1987-го года, в которой Найджел Мэнселл отыграл большое отставание и сумел обогнать Нельсона Пике – это было невероятно здорово!
Вопрос: Клэр?
Клэр Уильямс: Я, как и Зак, безмерно обрадована тем, что Сильверстоун сохранил свое место в календаре – это абсолютно верное решение. Мы все обожаем приезжать сюда. Как заметил Мартин, местные болельщики поистине замечательные.
Я приезжаю в Сильверстоун каждый год на протяжении уже 43 лет, притом когда я была ребенком, это была единственная гонка, на которую отец позволял приезжать. Мне вспоминается славная эпоха Williams: успешные гонки в Сильверстоуне, невероятная победа Найджела Мэнселла в 1992 году, после которой толпа болельщиков буквально хлынула на трассу.
Сильверстоун занимает особое местно в моем сердце. Уже во время моего пребывания на посту заместителя руководителя команды был эпизод, когда по ходу Гран При Великобритании наши тогдашние гонщики – Валттери Боттас и Фелипе Масса – опередили Mercedes и какое-то время возглавляли пелотон. Да, в тот уик-энд мы не добились победы, но те несколько кругов по-настоящему меня вдохновили, ведь именно на лидирующих позициях я хочу видеть нашу команду в будущем.
Кристиан Хорнер: Замечательно, что Гран При Великобритании по-прежнему будет проходить на родине автоспорта в Сильверстоуне. Это замечательная трасса, с которой у меня связаны очень приятные воспоминания, ведь мне посчастливилось самому побеждать здесь в младших гоночных сериях.
Одно из ранних воспоминаний датируется 1992 годом – вскоре после того, как я сдал экзамен на водительские права за рулем своего «заряженного» VW Beetle. За месяц до Гран При Великобритании в Сильверстоуне проходили тесты шин Goodyear, и я, увлеченный картингом парнишка, сумел найти дыру в ограждении в районе поворота Copse и пробрался на пит-лейн. На мне была картинговая курточка, я старался вести себя так, словно мое присутствие на пит-лейн вполне в порядке вещей, когда лицом к лицу столкнулся с одним из моих кумиров, Айртоном Сенной. Ранее Айртон получил небольшую травму, катаясь на водном мотоцикле, и потому практически не работал на трассе, но он заметил логотип на моей курточке и стал спрашивать меня о картинге. Помнится, в тот момент я думал: «Лучше и быть не может!»
Далее мне удалось пройти через боксы на пит-лейн, куда как раз вернулся тестировавший свою машину Williams Найджел Мэнселл. Каким-то невероятным образом я пробрался в боксы Williams и услышал беседу Найджера с инженерами. Мэнселла спросили, что мешает ему еще быстрее пройти поворот Becketts, а он ответил: «В том повороте у меня и без того глаза едва не вылезают из орбит, настолько мы там быстры!»
В общем, тот день оставил сразу несколько ярких впечатлений. Я встретил Айртона и Найджела, а потом отправился домой на моем очень быстром VW Beetle!
Вопрос: Господин Танабе?
Тойохару Танабе: Именно в Сильверстоуне я впервые вживую увидел машину Формулы 1. Более того, наша база находится совсем рядом, в Милтон Кинсе, потому меня очень обрадовала новость о продлении контракта с трассой.
Вопрос: Марцин, предыдущий этап в Австрии оказался для Renault очень непростым. Как прошла первая пятничная тренировка? Вы уверены в том, что трудности не повторятся?
Марцин Будковски: Вы правы, пару недель назад у нас был очень сложный уик-энд. Нам не удалось выйти в финал квалификации – из-за этого, а также из-за общей нехватки скорости, гонка выдалась особенно непростой. Но здесь совершенно иная трасса и иные вызовы. Конфигурация в Австрии проявила слабые стороны нашей машины, однако повороты Сильверстоуна лучше подходят RS19. Нельзя сказать, что мы довольны своим нынешним уровнем конкурентоспособности, но мы всё же рассчитываем в этот уик-энд выступить лучше, чем в Австрии.
Первая пятничная тренировка прошла довольно неплохо, мы целиком посвятили её работе над настройками. В начале сессии асфальт был довольно грязным, уровень сцепления отличался на разных участках трассы, но далее состояние полотна стремительно улучшалось, что позволило нашим гонщикам и Пьеру Гасли показать весьма неплохие результаты. Мы кое-что для себя выяснили, смогли немного оптимизировать настройки и с нетерпением ждем продолжения уик-энда.
Вопрос: В этот уик-энд команда чувствует себя увереннее?
Марцин Будковски: Определенно, да.
Вопрос: Марцин, вы работаете в Renault уже почти год. Вы довольны тем, как выстроены процессы на базе команды в Энстоуне?
Марцин Будковски: Если точнее, я работаю в Renault уже больше года. Когда я пришел в команду, мне сразу стало понятно, что при предыдущих владельцах ей катастрофически не хватало инвестиций, из-за чего её покинули многие специалисты. По мере эволюционного развития Формулы 1 команда всё больше отставала от соперников, так как не было инвестиций в инфраструктуру, средства разработки, персонал. К счастью, с возвращением компании Renault были сделаны существенные капиталовложения, а численность персонала увеличилась на 50%.
Вместе с тем на интеграцию людей в коллектив, обеспечение доступности новых средств разработки и повторное переосмысление процесса работы над машиной требуется время, потому наша команда по-прежнему находится в стадии преобразований.
Да, ситуация намного лучше, чем раньше, но и сделать еще предстоит немало. С первого дня работы я был целиком сосредоточен на организационной структуре и задаче определить правильных специалистов на соответствующие позиции, чтобы команда смогла функционировать лучше и была более эффективной и изобретательной. Динамика у нас позитивная, однако впереди еще много работы.
Вопрос: Зак, вы подписали с Ландо Норрисом контракт на следующий сезон. Чем впечатлил вас Ландо в этом году?
Зак Браун: Меня впечатлили оба наших гонщика. Команду полностью устраивает нынешний состав, потому нам захотелось продлить контракты до того, как начнется традиционный для Формулы 1 период слухов.
Карлос каждый уик-энд демонстрировал фантастическую скорость, а Ландо ни в чем ему не уступал, быстро набирался опыта и не допускал свойственных новичкам ошибок. Норрис пилотирует в очень зрелой манере, предоставляет качественную обратную связь инженерам, здорово ладит с Карлосом, притом оба они делают для команды максимум. Мы очень довольны их прогрессом и потому решили как можно раньше решить вопрос с контрактами, чтобы ничто не отвлекало нас от работы.
Вопрос: В чем причина столь раннего подтверждения контрактов с гонщиками?
Зак Браун: Парни выступают здорово, нас всё устраивает. Ландо провел достаточно гонок, чтобы мы смогли оценить его работу в условиях прессинга. Мы видели, как он на равных соперничает с напарником, как сражается за высокие позиции – по его пилотажу можно сделать вывод, что перед нами будущая звезда Формулы 1. Кроме того, в чемпионате постепенно начинался период слухов – мы хотели остаться в стороне от этого, чтобы ничто отвлекало нас от работы.
Вопрос: Господин Танабе, примите поздравления с недавней победой в Австрии! Как восприняли этот успех на базе Honda в Сакуре?
Тойохару Танабе: Большое спасибо за поздравления! Это был фантастический результат, который стал возможен благодаря усилиям всех без исключения сотрудников на базе в Сакуре. Люди с радостью восприняли новость о победе, притом сейчас уровень их мотивации высок как никогда. Мы продолжим работу, чтобы добиться еще большей конкурентоспособности.
Вопрос: Эта победа способна повлиять на решение Honda остаться в Формуле 1 после 2020 года?
Тойохару Танабе: Будучи техническим директором Honda F1, я не участвую в обсуждении договоренностей с FIA и FOM, но недавняя победа была очень тепло воспринята в руководстве компании, так что посмотрим, как всё сложится.
Вопрос: Насколько вы уверены в том, что ваши силовые установки будут столь же конкурентоспособны на других трассах?
Тойохару Танабе: В Австрии нам удалось сработать очень здорово, но в целом мы понимаем, что отставание от соперников по-прежнему есть. Потому в Honda и Red Bull Racing прилагают максимум усилий, чтобы добиться большей конкурентоспособности.
Вопрос: Кристиан, продолжим разговор о недавней победе в Австрии – насколько неожиданной она была?
Кристиан Хорнер: Абсолютно неожиданной! Перед началом уик-энда мы думали, что подиум стал бы отличным достижением, но когда на старте Макс откатился на восьмое место из-за срабатывания системы, не дающей двигателю заглохнуть, и вдобавок повредил шины, нам казалось, что рассчитывать на финиш в первой пятерке несколько оптимистично.
Впрочем, вскоре стало понятно, что Макс способен поддерживать очень хороший темп. Он быстро отыграл позиции, провел продолжительный первый отрезок, а на пит-стопе наши механики сработали фантастически оперативно. На втором отрезке гонки Макс держал невероятную скорость, сумел догнать и пройти Феттеля и Боттаса, и за несколько кругов до финиша мы поймали себя на мысли, что можем выиграть свою домашнюю гонку!
Дитрих Матешиц приезжает далеко не на все Гран При, в паддоке в уик-энд присутсвовали и ключевые руководители Honda – победить в той манере, в какой это сделал Макс, было чем-то феноменальным! Должен признаться, после одного из скучнейших этапов во Франции выиграть столь захватывающую гонку было особенно приятно!
Для специалистов Honda первая победа после непростого возвращения компании в Формулу 1 стала настоящей наградой за колоссальную работу. Было радостно наблюдать, как господин Танабе получает командный трофей – это был великолепный день для Honda и Red Bull Racing!
Вопрос: Вас удивила скорость Макса?
Кристиан Хорнер: И да, и нет. С прошлогоднего этапа в Монреале Макс выступает на очень высоком уровне, его скорость не стала открытием, но вот спокойствие, с которым он сумел отыграться после неудачного старта, по-настоящему удивило. Макс сражался жестко, но честно, он полностью контролировал ситуацию – думаю, то была одна из его лучших побед.
Вопрос: Господин Танабе говорил о том, как победа в Австрии повысила уровень мотивации сотрудников Honda, а как она сказалась на Red Bull Racing? Насколько важным было выиграть ту гонку, чтобы удержать Макса в команде?
Кристиан Хорнер: Когда на следующий день после победы в гонке приезжаешь на базу команды, буквально ощущаешь всеобщий оптимизм и позитивную энергетику. Люди постоянно работают на пределе, и когда они видят хорошие результаты, это оправдывает все усилия. Мы вложили немало сил в подготовку к этому сезону, впереди еще немало работы, но, безусловно, было очень приятно после той победы видеть радостные лица сотрудников и понимать, как много этот успех значит для нас самих и наших друзей из Honda.
Вопрос: Клэр, Падди Лоу официально расстался с Williams. Не могли бы вы пояснить, как сейчас выглядит структура технического департамента команды?
Клэр Уильямс: Разве мы не объявили обо всем некоторое время назад? Падди решил уйти из команды, мы желаем ему всего наилучшего.
В последние несколько недель мы много обсуждали структуру технического департамент Сейчас у нас есть группа руководителей, которая весьма эффективно контролирует все инженерные аспекты, она состоит из главы отдела аэродинамики Дуга МакКирнана, главного инженера Дэйва Робсона и главного конструктора Адама Картера. Эти люди совместно принимают ключевые решения, у них в подчинении находится еще 650 человек, каждый из которых делает всё возможное, чтобы команда уже в ближайших гонках добилась весомого прогресса.
Вопрос: История Williams тесно связана с историей Сильверстоуна – 40 лет назад именно на этой трассе команда одержала свою первую победу в гонке. Какое место занимает тот успех среди прочих достижений Williams, и часто ли вспоминает о нем ваш отец?
Клэр Уильямс: Отец редко вспоминает прошлое, для него гораздо важнее будущее. Да, именно здесь, в Сильверстоуне, началась его феноменальная карьера, на пути к успеху ему пришлось приложить немало усилий и многое преодолеть. Он пришел в автоспорт гонщиком, но довольно быстро осознал, что недостаточно хорош в этой роли, так как не всегда понимал, в какой момент начинать торможение, и потому решил стать конструктором.
Ему потребовалось десять лет, чтобы одержать первую победу. Очень не хватало средств, в какой-то момент пришлось продать команду и заново начать с нуля, но мой отец никогда не сдавался.
В четверг внутри команды мы много говорили о стойкости Фрэнка Уильямся и о том, что он действительно заслужил ту первую победу в далеком 1979 году, хотя многим из тех, кто был тогда рядом, казалось, что успех никогда не придет. Всем известно, насколько мой отец влюблен в Формулу 1. Победы для него всегда значимы, но гораздо важнее быть абсолютно преданным этому спорту и всегда сражаться на пределе сил.
Вопрос: (Дэн Натсон) Зак, недавно было объявлено, что у McLaren в скором времени появится новая аэродинамическая труба. Планируете ли вы увеличить штат команды или, скажем, модернизировать какие-либо иные объекты инфраструктуры?
Зак Браун: Делами гоночной команды занимаются Андреас Зайдль и Джеймс Ки – они оба уже интегрировались в коллектив и обладают всеми необходимыми полномочиями. Мы довольны структурой команды и ключевыми руководителями, но в свете новых правил, вступающих в силу с 2021 года, нам, как и другим участникам, возможно, придется отчасти переосмыслить свой подход к гонкам. Опять же, у назначенных руководителей для этого достаточно компетенций, далее уже их задача всё сделать так, как они считают оптимальным.
Вопрос: Что скажете об инфраструктуре?
Зак Браун: Мы продолжим в неё инвестировать. Важно понять, какой окажется финальная редакция правил на 2021 год, чтобы направить средства в нужные области. Планы построить новую аэродинамическую трубу появились относительно давно, мы понимали, что эти вложения действительно необходимы – приятно наблюдать, как инициатива постепенно реализуется. Прочие капитальные затраты мы запланируем, как только получим более четкое представление о будущем облике Формулы 1.
Вопрос: (Грэм Харрис) Клэр, в паддоке ходят разные слухи о перспективах Роберта Кубицы, притом ваша команда эти слухи стабильно опровергает, называя их беспочвенными. Говорят, Роберт много взаимодействует с инженерами Williams, и его комментарии исключительно важны для доработки машины. Не могли бы вы рассказать подробнее о той скрытой от телевизионных камер работе, которую выполняет Роберт?
Клэр Уильямс: Конечно, но сперва мне хотелось бы обозначить статус Роберта в Williams – он гонщик команды и будет оставаться им до конца сезона. Не понимаю, откуда появляются совершено разные слухи, причем в последние две недели вокруг нашей команды их было особенно много.
В прошлом году Роберт здорово справился с работой резервного гонщика, продемонстрировал свои технические навыки и способность предоставлять конструктивную обратную связь – это стало одной из причин, по которым мы предложили ему контракт. Достаточно побеседовать с Робертом всего несколько минут, чтобы понять – он глубоко понимает машину и знает, как добиться от неё максимальной скорости. Готовясь к нынешнему сезону, мы понимали, что нам необходим гонщик с хорошими техническими компетенциями, способный детально рассказать инженерам об особенностях поведения машины, потому наш выбор пал на Роберта.
Кубица внес неоценимый вклад в прогресс Williams. Это очень трудолюбивый, предельно сосредоточенный человек, притом все мы помним, после какой тяжелой аварии он сумел вернуться в спорт, проявив тем самым невероятную стойкость характера. Единственный, кому на моей памяти удавалось подобное – мой отец, Фрэнк Уильямс. Несмотря на серьезные травмы Роберт Кубица вернулся в гонки и работает с невероятной целеустремленностью, всё это заслуживает самого глубокого уважения.
Вопрос: (Скотт Митчелл) У меня вопросы для Зака и Кристиана. Зак, с продлением контрактов ваших действующих гонщиков Фернандо Алонсо лишился даже призрачных шансов на возвращение в Формулу 1 в составе McLaren. Фернандо остается послом бренда McLaren, вы позволите ему вести переговоры с другими командами насчет контракта на следующий сезон, если представится такая возможность? Кристиан, вы говорили о необходимости поддержать Пьера Гасли. О его перспективах ходили разные слухи, притом звучали предположения, что в Red Bull Racing может вернуться Себастьян Феттель. Что думают в «семье» Red Bull о выборе гонщиков на следующий сезон?
Зак Браун: Фернандо остается послом бренда McLaren, у нас с ним по-прежнему замечательные отношения, и мы обсуждаем возможность участия в проектах, не относящихся к Формуле 1. В настоящий момент у нас нет для него вакансии в Формуле 1, но если Алонсо захочет вернуться в чемпионат с другой командой, мы всячески его поддержим.
Кристиан Хорнер: В Red Bull всегда следовали принципу инвестировать в молодые таланты, для этих целей мы даже создали отдельную команду – Toro Rosso. Для Пьера Гасли первая половина нынешнего сезона выдалась очень непростой, но мы знаем, на что способен наш гонщик, просто ему пока не удалось себя проявить. Намеки на реальную скорость Гасли мы наблюдали здесь по ходу первой пятничной тренировки, уверен, со временем у него всё получится. Формула 1 – спорт нетерпеливых, но подход Red Bull – инвестировать в развитие молодых дарований и давать им возможность себя проявить, чем мы и занимаемся в случае с Toro Rosso.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Высказывались разные предположения о возможном преемнике Чейза Кэри, притом вас, Кристиан, называли в числе кандидатов. Вам бы хотелось занять место Чейза Кэри?
Кристиан Хорнер: Мне нравятся гонки, и я полностью предан компании Red Bull. Моя цель – сделать так, чтобы наша команда снова стабильно выигрывала гонки и сражалась за победу в обоих зачетах чемпионата. Мне ничего не известно о планах Чейза Кэри в ближайшее время покинуть свой пост, уверен, это всего лишь слухи, а что касается меня самого, я счастлив заниматься тем, чем занимаюсь сейчас.
Вопрос: (Овари Масахиро) Кристиан, Хельмут Марко сказал, что Red Bull Racing способна выиграть пять гонок в нынешнем сезоне. Какую цифру готовы назвать вы, и в какой из ближайших гонок у вашей команды будут максимально высокие шансы на лучший результат?
Кристиан Хорнер: У меня нет хрустального шара, чтобы с его помощью заглянуть в будущее. Мы приближаемся к середине сезона, первая победа стала важным достижением для Red Bull Racing и Honda, но мы не делаем поспешных выводов и продолжаем действовать постепенно, от гонки к гонке. В Австрии мы не рассчитывали на лучший результат, однако уик-энд ознаменовался победой – думаю, таким же должен быть наш подход во всех оставшихся Гран При, а что из этого получится, узнаем в конце года.
Хельмут Марко с оптимизмом оценивает наши шансы и всячески подгоняет команду, но мы всё же должны концентрироваться на каждой отдельно взятой гонке и стараться взять от неё максимум. Цель – выиграть как можно больше из оставшихся до конца сезона этапов.
Вопрос: (Кевин Исон) Вопрос ко всем. Опасаетесь ли вы, что своим беспрецедентным доминированием Льюис Хэмилтон и Mercedes могут навредить Формуле 1? Как вы намерены прервать череду их успехов? Когда болельщики смогут наблюдать соперничество равных по силам команд, а независимые коллективы вроде Williams будут побеждать в сражении с более крупными участниками?
Марцин Будковски: Не думаю, что Льюис и Mercedes своими успехами наносят вред спорту. Они просто хорошо выполняют свою работу и потому полностью заслуживают многочисленных побед и титулов, а мы должны брать с них пример, работать столь же здорово и тогда в какой-то момент будем на равных с ними соперничать.
Ожидается, что с новыми правилами, вступающими в силу с 2021 года, разница в конкурентоспособности команд станет меньше, а распределение доходов будет более справедливым. Не знаю, удастся ли достичь таких целей, но в целом Формула 1 на верном пути. Среди всех предложенных мер лимит на расходы в наибольшей степени повлияет на конкурентоспособность участников, мы в Renault поддерживаем эту инициативу и стараемся всячески помочь FIA и FOM в разработке правил и планировании дальнейших шагов. Будет ли этих мер достаточно, чтобы все команды смогли бороться за победу в гонке? Не уверен, да и хотим ли мы в самом деле такой ситуации? Пожалуй, мы хотим, чтобы за победу сражались лучшие из претендентов, главное, чтобы их было больше двух.
Зак Браун: Практически нечего добавить. Прежде всего, нужно отдать должное Mercedes и Льюису, они выступают фантастически. Мы все понимаем, что положение дел в Формуле 1 не такое, как хотелось бы, что чемпионату необходимы сопоставимые по скорости участники, чтобы конкуренция между ними была острее. Думаю, мы вправе ожидать дальнейших побед Льюиса и Mercedes в этом и, скорее всего, следующем сезонах, а потом, хочется верить, изменений в правилах окажется достаточно, и мы сможем наблюдать менее предсказуемые гонки. Нам необходимо предложить болельщикам более интересное зрелище, чтобы, отправляясь на Гран При, они понимали – за победу будут сражаться семь, восемь или даже десять гонщиков, а не два-три, как сейчас.
Клэр Уильямс: Возможно, я повторю то, что уже было озвучено – нельзя отнять у Mercedes результаты их безупречной работы, это остальным девяти командам нужно работать лучше, чтобы на равных соперничать с лидерами. Но победа достанется кому-то одному, в этом суть нашего спорта – ради неё вы приглашаете лучших специалистов и обеспечиваете их всеми необходимыми ресурсами, чтобы они построили максимально конкурентоспособную машину. В Mercedes с этой задачей пока справляются эффективнее всех.
Конечно, нам не хочется, чтобы одна команда выигрывала гонку за гонкой, потому честь и хвала Red Bull Racing за их недавний результат в Австрии. Одолеть Mercedes очень непросто, и для всех в Формуле 1 было совершенно потрясающе наблюдать, как победа, наконец, досталась другому коллективу.
Главная задача – сделать гонки интересными, а для этого необходимо убедиться, что сами правила способствуют более острому соперничеству. Я очень надеюсь, что правила, которые вступят в силу в 2021 году – технические, финансовые, спортивные – положительным образом скажутся на конкуренции между участниками и тем самым помогут обеспечить чемпионату успешное будущее.
Кристиан Хорнер: В начале года у всех участников на руках одни и те же правила, и в этой ситуации Mercedes и Льюис заслуживают самой высокой похвалы за то, что сумели добиться такого подавляющего преимущества.
Многолетний опыт подсказывает мне: чем больше изменений, тем существеннее разница между участниками. Недавняя корректировка правил ни к чему не привела, разве что команда, которая и без того доминировала, стала доминировать еще сильнее. Получается, все изменения в аэродинамике и шинах никак не помогли Формуле 1, и потому мы должны очень осторожно подходить к вопросу регламента на 2021 год. Все участники вновь будут пытаться добиться преимущества, кто-то сработает лучше, кто-то – хуже, и отрывы в пелотоне могут стать еще больше, чем сейчас.
Лично я считаю, что как только участники договорились о правилах, эти правила должны оставаться неизменными на протяжении длительного времени – тогда в условиях стабильного регламента команды постепенно выйдут на более-менее одинаковый уровень конкурентоспособности. Худшее, что можно предпринять – это вносить корректировки каждый год. Как мне кажется, регламент на 2021 год должен оставаться неизменным минимум 5 лет, а правки допустимы лишь в том случае, если мы допустили фундаментальный просчёт.
Тойохару Танабе: Mercedes и Льюис выступают очень здорово. Как и команды, производители силовых установок активно работают над новым регламентом, чтобы у всех участников была возможность выступать на конкурентоспособном уровне. Процесс пока не завершен, но, как мне кажется, результатов осталось ждать совсем недолго.
Вопрос: (Крис Медланд) Кристиан, в продолжение вопроса, заданного Дитером Ренкеном. Среди возможных преемников Чейза Кэри называли не только вас, но и Тото Вольффа. Как вы бы отреагировали, если бы Тото стал исполнительным директором Формулы 1? Вопрос к остальным представителям команд – как бы вы отреагировали, если бы Формулу 1 возглавил Кристиан или Тото?
Кристиан Хорнер: По-моему, Тото Вольфф уже во многом контролирует положение дел! Впрочем, если честно, сам вопрос мне кажется не вполне уместным.
О себе я уже сказал: мне нравятся гонки, нравится соперничество, я влюблен в команду, с которой работаю с момента её основания, и моя цель – вернуть ей былую конкурентоспособность. Управление Формулой 1 – дело Liberty Media, и исполнительного директора выбирать им, а не командам.
По-моему, Чейз Кэри довольно быстро погрузился в специфику Формулы 1 и отлично справляется со своей работой. Показатели посещаемости гонок растут, во всем, что окружает чемпионат, заметны позитивные перемены – не хватает лишь более качественного основного продукта, а этого можно добиться с помощью корректировки правил на 2021 год.
Если мы всё сделаем верно, эффект будет поистине колоссальным, ведь даже в нынешнем сезоне, когда одна команда выигрывает гонку за гонкой, посещаемость Гран При стабильно растет. В Австрии и Канаде все билеты на трибуны были полностью распроданы, а здесь, в Сильверстоуне, уже на пятничные свободные заезды пришло посмотреть 140.000 человек. Если каждая гонка будет такой же яркой, как недавний Гран При Австрии – причем для этого победа не обязательно должна доставаться Red Bull Racing, было бы замечательно наблюдать триумф других участников – то интерес к чемпионату будет просто невероятным.
Клэр Уильямс: Мне досадно, что меня не упомянули в числе возможных преемников! А если серьезно, всё это не более чем слухи. Уверена, замену Чейзу Кэри никто не ищет. Если вас всё же интересно мое мнение насчет того, чтобы Тото или Кристиан стал исполнительным директором Формулы 1 – думаю, любой из этих двоих превосходно справился бы с такой ролью.
Зак Браун: Я слышал разные имена. Не знаю, есть ли реальная причина у подобных дискуссий, но Тото Вольфф, безусловно, стал бы хорошим преемником.
Клэр Уильямс: А Кристиан? Зак, ты не упомянул Кристиана!
Зак Браун: Меня спросили про Тото!
Марцин Будковски: Похоже, я не в числе претендентов. Могу вас заверить, что и Тото, и Кристиан – очень достойные кандидаты.
Вопрос: (Роб Харрис) В продолжение темы лидерства. На этой неделе Берни Экклстоун говорил о Президенте России Владимире Путине, цитаты из того интервью стали заголовками многих статей и передовиц. Возможно, именно этого не хватает Чейзу Кэри и Liberty Media – ярких высказываний и острых тем? Может быть, Формуле 1 нужен кто-то, кто добавит ей драматизма и выведет её на передовицы газет, затмив тем самым другие виды спорта?
Кристиан Хорнер: На этой неделе Берни в очередной раз доказал, что его слова способны привлечь внимание аудитории – в этом он по праву считается одним из лучших. Как я уже говорил, в самой Формуле 1 и вокруг неё происходит немало позитивных перемен – на трибунах собирается всё больше болельщиков, Netflix снимает сериал о чемпионате, перечислять можно долго. Всё это, безусловно, здорово, но фундаментом всего является сам продукт, а не специфика его продвижения.
Если вспомнить прошедшие гонки, большинство из них были слишком предсказуемыми. Борьбы на трассе явно не хватало, а стратегия с единственным пит-стопом – самое скучное, что только можно себе представить. Над этим мы совместно должны подумать в первую очередь, ведь чем лучше будет сам продукт – то есть, гонки – тем большему числу производителей, партнеров и спонсоров станет интересно участие в Формуле 1, а зрительская аудитория превысит все мыслимые пределы. Для этого нужно, чтобы Росс Браун и его команда проработали все моменты совместно с FIA, а затем представили свои выводы Чейзу Кэри и Жану Тодту, сказав: «Именно такой должна быть Формула 1».
Перевод: Валерий Карташев