Гран При Италии: Пресс-конференция в пятницу
Участники: Бен Агатангелу (Haas), Маттиа Бинотто (Ferrari), Альдо Коста (Mercedes), Симоне Реста (Sauber)
Вопрос: Бен, добро пожаловать на пресс-конференцию. Сегодня первая тренировка прошла под дождем, притом, как сказал вчера Роман Грожан, вам предстояло проверить новое днище – удалось ли выполнить эту задачу?
Бен Агатангелу: С днищем всё было понятно уже к концу уик-энда в Спа. Сегодня утром под дождём нам не удалось вплотную поработать с новинкой, так что мы исходим из предположения, что она ведет себя точно так же, как в минувшее воскресенье в Спа.
Вопрос: Расскажите о сотрудничестве с Ferrari. В этом году в Маранелло серьёзно доработали силовую установку, и ваша команда, похоже, весьма выигрывает от партнерства со Скудерией.
Бен Агатангелу: Такой партнёр, как Ferrari – большой плюс для нашей команды, нам очень помогает их силовая установка. В работе над ней в Маранелло сделали гигантский шаг вперёд, и для нас она тоже стала фактором прогресса – правда, не в такой степени, как было ранее. Мы самостоятельно проделали большой объем работы, команда постепенно прогрессирует и максимально эффективно распределяет бюджет на все задачи.
Вопрос: Маттиа, в Спа Ferrari одержала впечатляющую победу. За счет чего удалось добиться такого преимущества над Mercedes?
Маттиа Бинотто: Сложно сказать. Я всегда стараюсь смотреть на машину в целом, не выделяя отдельные факторы. Вообще преимущество над Mercedes было не таким уж существенным, соперники взяли поул в квалификации – значит, их машина была фактически быстрейшей, ну а в гонке темп был более-менее сопоставимым. Потому понять, была ли разница, и что стало её причиной, не так-то просто. Наша машина в целом очень эффективна: это касается и аэродинамики, и шасси, и силовой установки, а в процессе её доводки мы уделяем одинаковое внимание всем областям.
Вопрос: Год назад на этой стадии сезона Mercedes стала отрываться от соперников. Сейчас для Ferrari ситуация лучше, чем была тогда?
Маттиа Бинотто: Конечно, сейчас наша ситуация лучше, чем год назад – по крайней мере, если сравнивать с тогдашним этапом в Спа, на котором мы были не настолько конкурентоспособны. С самого старта сезона в модернизации машины мы делали акцент на общую эффективность, чтобы SF71-H была быстра и на среднескоростных, и на самых быстрых трассах. Каким-то образом нам удалось этого добиться: на трассах вроде Сильверстоуна и Спа, где важна общая эффективность, у нас были хорошие результаты, что говорит о неплохой основе на оставшуюся часть сезона. По сравнению с прошлым годом мы можем целиком положиться на машину, но до конца чемпионата ещё восемь гонок, борьба будет долгой и очень непростой.
Вопрос: Альдо, как вы и Mercedes оцениваете прогресс Ferrari в этом сезоне? Соперники оказались к вами ближе, чем в предыдущие годы?
Альдо Коста: Как сказал Маттиа, по скорости наши машины ближе, чем в предыдущие годы. Вы упомянули концовку предыдущего сезона, когда мы наращивали отрыв – надеемся, что нам удастся повторить тот опыт, но посмотрим, позволят ли соперники сделать это. Конкуренция очень острая, на каждый этап обе команды привозят обновления, и мы намерены продолжать работать над машиной до самой последней гонки.
Вопрос: Вы объявили, что в конце сезона уйдете с поста главного инженера Mercedes, сохранив за собой статус консультанта команды. Какие функции подразумевает эта роль, и насколько вы будете вовлечены в процессы внутри команды?
Альдо Коста: Как вы понимаете, этот вопрос мы с Mercedes обсуждали довольно долго. После семи прекрасных лет с коллективом в Великобритании я попросил о должности, позволяющей находиться в Италии и проводить больше времени с семьей. Совместно с руководством команды мы увидели в этом возможность для других наших специалистов подняться на следующую ступеньку карьеры и помочь общему прогрессу. Собственно, и в своей нынешней роли я, по сути, занимаюсь обучением сотрудников, наставничеством, а с конца года моей основной задачей будут технические консультации.
Я по-прежнему буду работать со своим непосредственным начальником Джеймсом Эллисоном, выполнять роль наставника для инженеров, совершенствовать процессы, но в целом стану тратить на это намного меньше времени. После 31 года в Формуле 1 это будет оптимальный баланс между личной жизнью и активным участием в делах команды.
Вопрос: Очевидно, вы сможете уделять больше времени свой страсти к управлению машиной Формулы 1?
Альдо Коста: Конечно! Можно сказать, я участник программы поддержки возрастных гонщиков Mercedes, ведь в силу демографической тенденции к повышению среднего возраста крайне важно иметь в запасе подготовленных ветеранов! Разумеется, я шучу.
Если серьезно, мне очень нравится управлять гоночной машиной. В Mercedes подарили мне такую возможность, а один из моих друзей, Паоло Барилла, также предложил опробовать на ходу несколько машин – для меня это очень приятный опыт!
Вопрос: Вы не так уж и немолоды, Альдо, успехов вам! Симоне, а вы с июля стали техническим директором Sauber. Как идут дела в Хинвиле?
Симоне Реста: Дела идут весьма неплохо, я очень доволен своей новой ролью. Прошу прощения, если говорю слишком эмоционально, но для меня много значит быть в роли технического директора здесь, в Монце, в домашний для команды уик-энд, и видеть вокруг немало друзей: Альдо – моего первого начальника в Ferrari, Маттиа – блестящего коллегу и руководителя, а также Бена. С самого вступления в эту должность в Sauber в начале июля мне было безумно интересно принять этот новый вызов – да, мне многому предстоит научиться, но в моей карьере это очень правильный шаг.
Вопрос: По ходу нынешнего сезона Sauber добилась серьезного прогресса. Насколько конкурентоспособной будет команда в оставшихся гонках?
Симоне Реста: Если бы я мог предвидеть будущее, то наверняка поменял бы работу! А если серьезно, динамика у нас весьма позитивная, но следует признаться, что мы уже некоторое время назад несколько сбавили темпы доработки нынешней машины и переключили всё внимание на шасси для следующего сезона. Для нас это одновременно и непростой вызов, и возможность подобраться ближе к конкурентам, но я всё же надеюсь, что в ближайших гонках мы добьемся прогресса и будем иметь больше шансов на выход в финал квалификации.
Вопросы с мест
Вопрос: (Скотт Митчелл) Маттиа, ранее по ходу сезона в FIA изучили силовую установку Ferrari с целью удостовериться, что она полностью соответствует регламенту. Похоже, специалистам федерации удалось понять принцип работы вашей системы рекуперации энергии, но скажите, насколько сложно было ответить на их вопросы, и насколько вы довольны тем, что все проверки уже позади?
Маттиа Бинотто: Нынешние силовые установки с момента своего дебюта в 2014 году остаются очень сложными в техническом плане. В FIA знают всё об используемых нами компонентах, но если у них возникают сомнения относительно легальности того или иного модуля, это наша прямая обязанность позволить им провести инспекцию. Собственно, так происходит всякий раз, когда возникают вопросы: мы стараемся на них ответить. В FIA остались удовлетворены проверкой и объявили нашу машину полностью соответствующей правилам – приятно, что эта тема уже закрыта.
Вопрос: (Эдд Стро) Маттиа, когда в 2016-м году вы стали техническим директором Ferrari, команда пережила очень непростой сезон, но в дальнейшем постоянно прогрессировала. Не могли бы вы рассказать, как команде удалось выйти на свои нынешние позиции, и как вы помогли этому своим техническим лидерством?
Маттиа Бинотто: В нашей команде немало хороших специалистов в любых областях, будь то шасси, силовая установка или аэродинамика. И нам повезло, что в предыдущие годы структура Ferrari оставалась стабильной, это позволило заняться внутренними процессами. Лично я даже после 25 лет работы в Формуле 1, среди которых была замечательная эпоха с Михаэлем Шумахером, эксперт далеко не во всех областях, поскольку всегда специализировался на моторах. Но когда я дорос до должности технического директора, для меня стало важным ставить правильные цели и делать так, чтобы люди чувствовали себя комфортно на своих позициях, понимали внутренние процессы и работали эффективнее как команда, а не как группа отдельно взятых индивидуумов. Пожалуй, на этом был основной акцент – на коллективных, а не индивидуальных усилиях.
По этой же причине мы стараемся рассматривать машину целиком, не разделяя её на отдельные компоненты, ведь мы одна команда и выступаем в гонках не на моторе или антикрыле, а на целостной машине. Все наши усилия были направлены на то, чтобы сформировать единый коллектив, поставить правильные амбициозные цели и постепенно к ним идти. Собственно, так мы добились прогресса в последние два года.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Джентльмены, вопрос ко всем. Сегодня утром в Michelin подтвердили отказ от участия в тендере на поставку шин, и в качестве одной из причин в компании назвали то, что когда изначально задаётся определённый уровень износа резины, это противоречит их задаче создавать надежную технологичную продукцию. Как вы прокомментируете это заявление?
Бен Агатангелу: Думаю, всем очевидно, в какой мере шины сейчас определяют характер гонок. За последние пять лет команды научились понимать их поведение и учитывать его в своей стратегии. Но я не могу говорить за Michelin. Это великолепная компания, я работал с ней в прошлом, и ей вполне по силам достичь любых поставленных целей. Ну а мы в Формуле 1 привыкли с максимальной эффективностью использовать то, что имеем.
Маттиа Бинотто: Сложно сделать вывод и как-то прокомментировать такое заявление. В FIA сами объявили тендер и выставили условия, команды в этом не участвовали, и в этой ситуации нам нелегко сформировать собственное суждение. Если в Michelin сделали такой выбор, значит, они сочли его для себя оптимальным.
Альдо Коста: Очевидно, нам предстоит очередная дискуссия на тему, что хорошо для зрелищности, а что – для скорости. Конечно, для скорости нынешняя ситуация с шинами далеко не лучшая, но если говорить о зрелищности, то именно к этому все в Формуле 1 стремились на протяжении многих лет. Нужно определить цели, и сделать это должны либо в FIA, либо в Стратегической группе, и если для спорта будет правильным остаться с монопольным поставщиком, мы должны следовать этому варианту. Иного выбора нет.
Симоне Реста: Мы едва научились работать с нынешними шинами. Безусловно, мы с большим уважением относимся к Michelin, к их спортивной истории и принятому решению. Если стратегия компании не совпадает с бизнес-моделью Формулы 1 и направлением развития чемпионата – что ж, очень жаль. Похоже, это один из тех примеров, когда выбранные пути не пересекаются.
Вопрос: (Сэм Коллинз) Недавно появились сообщения, что согласно регламенту на 2019 год заднее антикрыло должно располагаться ещё выше, чем предписывал проект этого документа. Не слишком ли поздно вносить такие изменения? Как они могут повлиять на баланс машины?
Симоне Реста: Эти изменения не выглядят драматичными. Конечно, чем раньше определены правила, тем проще команде определиться с базовыми параметрами новой машины и начать работу, но у нас достаточно талантливых инженеров, чтобы успешно адаптироваться к любым предложениям, особенно если эти предложения, как в данном случае, направлены на повышение безопасности гонщиков.
Альдо Коста: Эти изменения предложены буквально в последний момент, но нам вполне по силам построить машину за оставшийся период времени, так что проблемы здесь нет. Другой вопрос, поможет ли нововведение добиться цели, то есть, увеличить число обгонов за счет того, что гонщикам будет проще преследовать соперника. Посмотрим, совпадёт ли конечный результат с ожиданиями.
Маттиа Бинотто: Что касается вопроса о том, не слишком ли поздно вносить такие изменения, давайте будем честны: невозможно скорректировать правила без единогласного одобрения со стороны всех команд. Если все участники на это согласились, значит, всем по силам такие изменения реализовать. Это предложение нам не навязали свыше, мы обсуждали его в рамках технической рабочей группы и приняли единогласное решение. Повторюсь: если команды его приняли, значит, им по силам это реализовать.
Бен Агатангелу: Это один из многочисленных примеров того, как команды и FIA постоянно обмениваются мнениями и информацией. Если говорить конкретно о заднем антикрыле, пусть корректировки предложены относительно поздно, но им предшествовала активная дискуссия, и были изучены альтернативные варианты – в частности, предлагалось уменьшить высоту всей конструкции заднего антикрыла с целью улучшения обзора. В итоге все сошлись во мнении, что, поскольку процесс работы над машиной уже начался, мы будем придерживаться конструкции антикрыла, вписывающейся в определенные габаритные размеры, а тот факт, что всю её предстоит приподнять на 50 миллиметров, ни на что особо не повлияет и не повлечет серьезных дополнительных затрат. Если угодно, это решение давно зрело, мы все активно его обсуждали.
Вопрос: (Доминик Шараф) Вопрос для Маттиа и Альдо. В Liberty Media заявили, что новый регламент на моторы может вступить в силу позднее 2021 года из-за недостаточного интереса со стороны потенциальных участников-автопроизводителей. Вместе с тем известно, что в Porsche, в частности, ждут финальную версию документа, чтобы определиться с планами относительно Формулы 1. Кто, по-вашему, должен первым обозначить намерения: Формула 1 или автопроизводители?
Маттиа Бинотто: Всегда приятно видеть в чемпионате новых автопроизводителей: чем больше их представлено в пелотоне, тем больше борьбы. В 2020-м году истекает срок действия нынешнего Договора Согласия, и начиная с 2021 года у нас есть возможность получить новый свод правил, разработанный совместными усилиями команд, FIA и FOM. Но вопрос не в том, переносить ли срок, а в том, чтобы включить в регламент действительно необходимые вещи. Обсуждение продолжается, у нас регулярно проходят совещания, и мы, как мне кажется, уже близки к тому, чтобы определиться с оптимальным вариантом.
Альдо Коста: Лично я считаю, что сейчас в Формуле 1 замечательные силовые установки, очень современные, эффективные и инновационные. Разработать нечто лучшее будет непросто. Мы много обсуждали эту тему, предлагали варианты, возвращались к исходной точке дискуссии. Потребуется время, чтобы придумать нечто более совершенное. Если кто-либо из автопроизводителей желает прийти в Формулу 1, мы будем этому только рады, но если правила останутся неизменными, выбор у дебютантов, к сожалению, невелик: либо выступать в рамках действующего регламента, либо чуть дольше ждать изменений. Иного не дано.
Вопрос: (Кристиан Менат) Альдо, в начале сезона машина Mercedes была быстрейшей, но в последних гонках сложилось впечатление, что Ferrari её превосходит, пусть результаты не всегда это подтверждают. В каких областях вы уступили соперникам?
Альдо Коста: От гонки к гонке конкурентоспособность машины варьируется, ведь она зависит от многих аспектов: типа трассы, поведения шин, характеристик самой машины. Даже если две машины практически одинаково быстры, вы всё равно будете видеть разницу.
Не думаю, что мы явно быстрее или явно медленнее Ferrari, просто расклад меняется от этапа к этапу. Соперники добились большого прогресса в работе над силовой установкой, сейчас обе машины очень быстры, и далее всё будет зависеть от того, какая из команд сможет подготовить больше модификаций, эффективнее устранит недостатки, допустит меньше ошибок и добьется лучшей надежности, ведь любой упущенный результат может в итоге сыграть определяющую роль.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Альдо, вернемся к вашему решению стать советником команды. Когда вы ещё работали в Ferrari, Рори Бёрн принял точно такое же решение и стал консультантом Скудерии. Можно ли сказать, что вы действуете по примеру Бёрна и в Mercedes будете выполнять ту же роль, какую он взял на себя в Ferrari?
Альдо Коста: С формальной точки зрения – да, роли идентичные, но у меня и Рори разный жизненный опыт, наше влияние касается разных областей, в этом плане мы всё же отличаемся.