Гран При Бельгии’62: Однокрышка

Гран При Бельгии’62: Однокрышка

В апреле 1962-го на Пасхальных Гонках в Гудвуде разбился Стирлинг Мосс. Победитель 16 Гран При и четырехкратный вице-чемпион мира смог оправиться после тяжелейшей аварии, грозившей ему параличом. Британец полностью выздоровел, но никогда больше не садился за руль машин Ф1. В 32 года Большие Призы покинул один из последних могикан – тех, кто не понаслышке помнил гонки первой половины 50-х. На смену Моссу пришли другие.

Высокий лондонец Грэм Хилл и северянин из Шотландии Джим Кларк давно уже показали, что готовы побеждать, но до начала сезона-62 ни тому, ни другому сделать этого не удавалось. Все изменилось, когда оба стали полноценными лидерами своих команд – BRM и Lotus-Climax соответственно. Британские мотористы довели до ума свои V-образные «восьмерки», чем окончательно задвинули в тень недавних лидеров из Ferrari. «Красные» не одержали в чемпионате 1962 года ни одной победы.

На первых этапах всеобщее внимание было приковано к машине Кларка. В конструкции Lotus 25 гениальный Колин Чепмен использовал принцип монокока (от французского mono – один и coque – крышка, оболочка).

Lotus 25

Отказавшись от классического каркаса из труб, он использовал алюминиевые панели. Корпус получился втрое жестче обычного, хотя и весил в два раза меньше! Как говорят, идея гоночного монокока пришла Чепмену в голову, когда тот сидел в кафе – и Колин накидал первые эскизы на салфетке. Машина получилась невероятно компактной, ее кузов напоминал по форме сигару. Было ясно, что это прорыв в гоночных технологиях, однако – в дальнейшем эта история повторится не раз – творение гения вышло чуть сыроватым и на двух первых Гран При Джима Кларка подводило сцепление.

Третий этап сезона-62 прошел на бельгийской трассе Спа-Франкоршам. Великолепное 14-километровое гоночное кольцо, проложенное неподалеку от Льежа, принимало соревнования с 1924 года и заслужило репутацию сколь быстрого, столь и опасного. «Трехмерный» поворот Eau Rouge и расположенная меж деревенских домов «эска» Masta Kink требовали от пилотов настоящего мастерства – и мужества.

В квалификации Кларк спалил мотор. Запасного под рукой не оказалось, так что шотландцу пришлось проехать круг на машине напарника, 25-летнего йоркширца Тревора Тейлора, и затем стартовать лишь с 12-й позиции. Впрочем, уже по ходу первого круга Джим пробился на четвертое место. Вскоре на BRM стартовавшего с поула Хилла начались перебои с зажиганием, и британец откатился назад.

К десятому кругу Кларк уверенно лидировал, а спор за второе место вели Тейлор (выступавший на «каркасном» Lotus 24) и пилот Ferrari Вилли Мэресс, которому очень хотелось блеснуть перед домашними трибунами. За шесть кругов до финиша этот поединок закончился столкновением – одна из машин налетела на телеграфный столб, а другая перевернулась и вспыхнула. По счастью, и Тейлору и Мэрессу повезло, оба отделались синяками.

Для Джима Кларка победа в Спа стала первой в карьере. Грэм Хилл уступил 44 секунды, а финишировавший третьим Фил Хилл – более двух минут. Буквально на мгновение от товарища по Ferrari отстал мексиканец Риккардо Родригез. Невероятно быстрый гонщик обещал в самом скором будущем превратиться в серьезного конкурента для завсегдатаев Формулы 1.

Ну а в Спа-62 очковую шестерку замкнули чемпион мира по мотогонкам Джон Сертиз, выступавший на Lola, и Джек Брэбэм, покинувший команду Куперов и основавший собственную гоночную «конюшню».

Источник