Франция’61: Невезучий уникум

Франция’61: Невезучий уникум

В начале 60-х, когда модная ныне шелуха под названиями PR только пробивалась первыми робкими ростками у входа в паддок, случилась эта удивительная история, имевшая столь же невероятное, хотя и не очень веселое продолжение.

Сын богатого миланского промышленника Джанкарло Багетти, будучи двадцати с небольшим лет от роду, решил, что более не получает острых ощущений от езды с ветерком по обычным улицам, и ему неплохо бы заняться автогонками более профессионально. Сказано – сделано. Проблем с деньгами у Багетти не было, талант – пусть и не масштаба его соотечественников Аскари и Фарины, - тоже имелся. Так что дело пошло. Второе место в Mille Miglia, победы в Формуле Junior – и вот уже Джанкарло стал одним из трех участников специальной программы, разработанной итальянской «федерацией гоночных команд» для поддержки молодых пилотов.

Суть программы была проста – несколько небольших гоночных коллективов вскладчину арендовали у Ferrari машину, на которой Багетти, Альбино Буттики и Люсьен де Санктис поочередно выступали в соревнованиях. Герой этого повествования впервые оказался за рулем в 1960 году, и к немалому удивлению выиграл сначала внезачетный ГП Сиракуз (опередив, среди прочих, Стирлинга Мосса, Грэма Хилла и Джэка Брэбэма), и затем и ГП Неаполя, также не входивший в календарь чемпионата мира.

На Гран При Франции «федерации гоночных команд» выпал редкий шанс – бельгиец Оливье Жендебьен внезапно покинул основной состав Ferrari и ушел в Equipe Nationale Belge. Освободившуюся машину Энцо предоставил на этапе в Реймсе землякам из «федерации» – за руль сел Багетти. 27-летний пилот показал в квалификации 12-й результат и готовился к дебютной гонке чемпионата Ф1, еще не зная, сколь головокружительный взлет его ждет.

Ferrari Dino 156 получила прозвище Акулий нос – за характерную форму двух передних воздухозаборников. Машина получилась в Маранелло быстрой и управляемой. До гонки в Реймсе Фил Хилл и Вольфганг фон Трипс уже приводили ее к победе, и во Франции оба вновь были в числе лидеров – как и еще один пилот Скудерии Ричи Гинтер. Однако никому из этой тройки отличиться не удалось. На 19-м круге выбыл из борьбы немец – отказал двигатель. А затем и оба американца потеряли шансы на победу – машину Хилла развернуло, а Гинтера подвел мотор.

Из-за самоустранения лидеров вперед вышла несколько странная пара. Сын американского оперного певца Дэн Герни, выступающий на Porsche 718, спорил за первую в карьере победу… с Багетти. Немецкая машина, построенная на базе спорткара и оснащенная 4-цилиндровым оппозитным мотором воздушного охлаждения, явно проигрывала Ferrari Dino 156, зато ее пилот мог похвастать немалым опытом, что уравновешивало шансы.

Франция’61: Невезучий уникум

Лидер менялся неоднократно, еще за сто метров до финиша впереди был Герни, но решительным броском итальянец смог на долю секунды обойти соперника. Молодой шотландец Джим Кларк, выступавший на Lotus 21 и занявший третье место, уступил более минуты…

Не все сразу поняли, что же произошло в Реймсе – абсолютный дебютант смог выиграть первую же гонку Ф1 в карьере! Не считая «обреченного» Джузеппе Фарины в Сильверстоуне-50, случай с Багетти и поныне остается первым и единственным. В наши дни Джанкарло проснулся бы знаменитым, а тогда… Энцо Феррари пригласил земляка в команду, но держал на вторых ролях. Сезон-62 у Скудерии не задался, а потом Багетти совершил, быть может, роковую ошибку. Вместе с Карло Кити и группой инженеров и пилотов он ушел из Скудерии в новую команду ATS.

Дела не пошли, карьера покатилась по наклонной – случайные команды, редкие и безуспешные выступления. Автор уникального достижения не хотел сдаваться – он стал чемпионом Европы в кузовных гонках, а в 1967 году Колин Чепмен предложил гонщику провести Гран При Италии в составе своей команды. Джанкарло согласился и ехал неплохо – но время ушло и отказавший мотор выбросил его на обочину, как в бесконечно далеком 61-м это случилось с Филом Хиллом, Вольфгангом вон Трипсом и Ричи Гинтером.

Больше в Формуле 1 Багетти не выступал. В том же 67-м он едва не сгорел заживо во время аварии в гонке F3, а годом позже угодил в серьезнейший завал в соревнованиях Формулы 2. После этого миланец окончательно завязал с участием в гонках и начал их фотографировать. Говорят, получалось у него неплохо, и скоро экс-пилот переквалифицировался из автоспортивного в светского репортера и работал по контракту с Playboy. Позже он начал издавать собственный еженедельник Auto Oggi.

Джанкарло Багетти, выигравший дебютный Гран При Формулы 1, после этого провел всего 20 гонок и ни разу более не побывал на подиуме. Пилотская карьера, начинавшаяся громом оваций, закончилась тихо и буднично. В 1995 году, не дожив месяца до 61-летия, итальянец умер от рака в одной из миланских клиник…

Источник