Великобритания'59: Харри Шелл

Великобритания'59: Харри Шелл

Гонка на ливерпульской трассе Эйнтри прошла без участия Ferrari – забастовка итальянских рабочих не позволила Скудерии вовремя прибыть на Альбион. Так что – к восторгу болельщиков – спор за победу вели фактически лишь подданные Её величества. Конец 50-х в Формуле 1 ознаменовался окончательным переходом к автомобилям заднемоторной компоновки, и британский Гран При лишь подтвердил общее правило.

Пусть юркий Cooper T51 и скользил порой в поворотах всеми четырьмя колёсами, его пилот Джек Брэбэм уверенно контролировал ход гонки. Захватив лидерство на старте, австралиец не собирался с ним расставаться до самого финиша.

Иного мнения придерживался Стирлинг Мосс. Гонщик, уже ставший для земляков живой легендой, выступал на переднемоторном BRM P25 за British Racing Partnership – команду своего отца. После не слишком удачной квалификации Мосс стартовал только седьмым, но скоро вышел на второе место и помчался за Брэбэмом.

Погоня далась Стирлингу непросто – примерно на середине дистанции ему пришлось ехать в боксы для замены левого заднего колеса – именно на него в Эйнтри приходится самая большая нагрузка. Вернувшись на трассу, британец вновь начал сокращать отрыв от лидера, но лишь для того, чтобы под финиш еще раз отправиться на пит-стоп: на этот раз потребовалось долить топлива.

В итоге Джек уверенно победил, сделав очередной шаг к титулу чемпиона мира, а Моссу ещё пришлось бороться за «серебро» с другим пилотом Cooper, молодым Брюсом МакЛареном. В итоге Стирлинг всё же взял верх, но с преимуществом всего в две десятых секунды.

Великобритания'59: Харри Шелл

Четвёртым британскую гонку завершил пилот из США Харри Шелл. В отличие от множества земляков, он провел карьеру не на американских овалах, а на классических европейских трассах, где добился немалых успехов.

Родители пилота были большими поклонниками автоспорта и часто приезжали в Старый свет, где его мать Люси одно время даже принимала деятельное участие в работе французской гоночной команды Delahaye. Сам Харри в молодые годы предпочитал говорить по-французски, нежели по-английски. К сожалению, незадолго до начала войны семья попала в аварию, где отец гонщика погиб, а мама получила серьёзные травмы.

Харри начал гоняться, едва смолкли залпы Второй мировой, и к 1950 году, когда был разыгран первый чемпионат мира Формулы 1, уже прошел школу «младших классов» и выступал в Больших Призах. Большой любитель красивой жизни и красивых женщин, американец в то же время оставался весьма толковым гонщиком – стабильным, редко попадающим в аварии и весьма быстрым.

Наиболее успешным периодом для него стала вторая половина 50-х: выступая за Maserati, Vanwall, BRM и Ferrari, американец регулярно набирал очки в Ф1, попутно добиваясь неплохих результатов в гонках на выносливость. В чемпионате мира его лучшим результатом стало «серебро», добытое в Зандфорте в 1958 году за рулем BRM P25, а во внезачётных соревнованиях – одержанная двумя годами ранее победа на Гран При Каена.

Харри Шелл проводит внеплановый "пит-стоп" на жарком Гран При Португалии 1959 года

Имея возможность сравнивать гонки по обе стороны Атлантического океана, Харри Шелл был одним из активных участников движения за повышение безопасности Ф1. В частности, он всячески ратовал за внедрение обязательной дуги безопасности над головой пилота. В 1961 году эти усилия увенчались успехом, но сам гонщик этого уже не увидел – на тренировке перед гонкой International Trophy, проходившей в Сильверстоуне в мае 60-го, его Copper закрутило на масляном пятне и на скорости более 150 км/ч выкинуло с трассы. Машина, несколько раз перевернувшись, протаранила кирпичную стену и похоронила пилота под своими обломками.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось

Источник