Канада'92: Разворот

Канада'92: Разворот

Запаса, созданного Айртоном Сенной на первых этапах сезона 1991 года, в итоге ему хватило для завоевания третьего титула, хотя под конец чемпионата преимущество машин Williams ощущалось достаточно явственно. Однако это преимущество не шло ни в какое сравнение с тем, что увидели зрители в начале 1992 года, когда на трассах дебютировала доработанная версия Williams FW14B.

Уже на первом этапе сезона, в ЮАР, пилоты Williams продемонстрировали колоссальное превосходство над соперниками. Новая машина Эдриана Ньюи с доведённой до ума активной подвеской и с трэкшн-контролем (хотя фактически в гонке он не использовался) оказалась заметно быстрее McLaren, не говоря уж о Benetton и Ferrari.

Особенно сильно выглядел Найджел Мэнселл. «Найджелу очень нравилась машина с активной подвеской, она идеально подошла его гоночному стилю, – вспоминал Падди Лоу, в то время возглавлявший в Williams отдел электроники. – У этой машины была особенность – как только вы приподнимали ногу с педали газа, она сразу немного теряла баланс. Поэтому чем дольше вы жали на газ, тем лучше машина работала. Найджел – гонщик с огромной уверенностью в себе, и эта уверенность помогала раскрыть потенциал машины с активной подвеской».

В шести первых гонках сезона Мэнселл шесть раз стартовал с поула и одержал пять побед. Единственной осечкой стала гонка в Монако, где Найджел тоже имел огромное преимущество над Сенной, но в конце гонки вынужден был заехать в боксы из-за открутившейся колёсной гайки. Пит-стоп продолжался слишком долго, британец потерял 40 секунд. И хотя, вернувшись на трассу, он ехал на две секунды быстрее Сенны, за три финальных круга так и не смог найти возможность для обгона.

Почти во всех гонках Патрезе финишировал следом за Мэнселлом – Williams FW14B была ещё и исключительно надёжна. Лишь в Испании Риккардо сошёл, но не из-за машины, а из-за собственной ошибки, не справившись с управлением под дождём. Таким образом, после шести гонок Мэнселл лидировал в чемпионате с гигантским преимуществом, Патрезе был вторым, а на ситуацию в Кубке конструкторов лучше было вообще не смотреть.

Михаэль Шумахер, 1992 год

Главным преследователем пилотов Williams в чемпионате был не Сенна, а юный пилот Benetton, Михаэль Шумахер. Своим дебютом в концовке предыдущего сезона он наделал немало шума, но уже в начале 1992-го показал себя не только чрезвычайно быстрым, но и очень стабильным пилотом. В шести гонках он сошёл только один раз, да и то не по своей вине, при этом трижды поднявшись на подиум! Благодаря таким результатам немца, в Benetton даже не вспоминали о Нельсоне Пике, завершившем карьеру в предыдущем сезоне.

Помимо Пике, среди гонщиков не было и ещё одного чемпиона – Проста. С заявлениями о завершении карьеры Ален не торопился, но из Ferrari был уволен за этап до окончания чемпионата. Руководству не понравилась критика алых машин со стороны француза, так что уже в финальном Гран При за руль вместо него сел Джанни Морбиделли. А в 1992-м напарником Жана Алези стал Иван Капелли. В Ferrari вновь начала доминировать национальная идея, что не сулило команде ничего хорошего.

Через две недели после гонки в Монако Формула 1 приехала в Монреаль. Уже в субботу грянула сенсация – поул достался Айртону Сенне! Ещё в пятницу он проехал круг с лучшим временем, на десятую опередив Риккардо Патрезе. В субботу состояние трассы ухудшилось, и результаты упали. Риккардо был очень расстроен – он впервые в сезоне смог опередить своего напарника, но всё равно не завоевал поул!

Конечно, дело было не в Сенне и не в Патрезе. Айртон и на предыдущих Гран При в квалификациях показывал время, близкое к Williams итальянца, но Мэнселл им обоим привозил секунду. Однако на этот раз для Найджела с самого начала всё пошло не так. В пятницу он выбрал неверные настройки, затем его развернуло.

Ходили упорные слухи, что Биг Найдж чувствовал себя не в своей тарелке, узнав, что в Williams ведут переговоры с Простом. В субботу он взял себя в руки и стал одним из немногих, кому удалось улучшить пятничный результат, но этого всё равно не хватило, чтобы опередить Сенну и Патрезе. Времени поула он уступил всего 0,173 секунды. Бергер также проиграл напарнику примерно столько же, сколько и обычно – около трёх десятых.

Риккардо Патрезе на Гран При Канады 1992 года. Фото Williams

Пилоты Benetton, Михаэль Шумахер и Мартин Брандл, показали пятое и седьмое время соответственно, хотя фактически разница между ними была очень велика. Шумахер уступил поулу менее 0,7 секунды, Брандл почти две. Между двумя гонщиками Benetton вклинился Джонни Херберт на Lotus.

К Жану Алези в Канаде в этот уик-энд было приковано особое внимание – исполнилось 10 лет с момента гибели Жиля Вильнёва, и многие проводили параллели между ним и французом. Тем более что Жан выступал в Ferrari под тем же 27-м номером. Однако самому Алези было не до сравнений с канадской легендой – его машина вновь неконкурентоспособна, и он квалифицировался только восьмым. Девятое время показал его напарник Капелли. Но обоим хотя бы удалось опередить Мику Хаккинена, проводившего свой второй сезон в составе Lotus.

В воскресенье, несмотря на хмурое небо, на трибунах автодрома имени Жиля Вильнёва собралось 130 тысяч человек. На warm-up Мэнселл показал лучшее время, что его немного успокоило. Однако чтобы побороться с Сенной, ему нужно было быстро опередить Патрезе, иначе он рисковал застрять за напарником надолго.

Первая часть плана была успешно реализована: Мэнселл уже на старте обогнал Патрезе и вышел на вторую позицию. Сенна стартовал отлично, захватив лидерство, но уже на первых кругах стало ясно, что быстрее Сенны желают ехать не только Мэнселл и Патрезе, но и Бергер, Шумахер, Брандл, Херберт, Хаккинен, Алези и даже Карл Вендлингер! Однако целых 14 кругов никому в этой плотной группе не удавалось провести обгон.

Мэнселл снова нервничал – вторую гонку подряд он ехал позади Сенны, был намного быстрее, но не мог его обогнать! На 15-м круге британец не выдержал и пошёл в излишне оптимистичную атаку в последней шикане. Однако затормозил так поздно, что просто не смог вписаться в поворот! Найджела развернуло, и он застрял на обочине. Вернуться в гонку ему так и не удалось. Хуже того – Бергер воспользовался этим эпизодом, чтобы опередить Патрезе! Теперь гонку возглавляли две машины McLaren – сценарий, о котором все уже начали забывать.

Герхард Бергер на Гран При Канады 1992 года. Фото McLaren

Сенна продолжил двигаться к финишу в неторопливом темпе, сдерживая большую группу пилотов. Время от времени он даже показывал лучшие круги, но остальные были просто лишены такой возможности. Как только Айртон создавал хотя бы небольшой отрыв, они тут же прибавляли, после чего снова оказывались в «паровозике».

К середине дистанции преследователей Сенны осталось четверо. Бергер проигрывал ему полсекунды, Патрезе полторы, Шумахер две, Брандл две с половиной. Херберт и Хаккинен немного отстали. На 35-м круге Бергер попытался атаковать напарника, но безуспешно. Практически сразу после этого сошли обе машины Lotus – Джонни из-за сцепления, Мика из-за коробки передач.

Трудно сказать, сколько ещё Сенна смог бы сдерживать пелотон, но на 38-м круге он неожиданно замедлился и остановился – отказала электроника. Лидерство перешло к Бергеру, который тут же прибавил и начал отрываться от преследователей. На 39-м круге новая неожиданность – Шумахер чуть замешкался при обгоне Морбиделли на круг и пропустил Брандла! Первая тройка выглядела совсем уж неожиданно.

Но буквально через пару кругов на машине Патрезе перестали включаться четвёртая и пятая передача. Продолжать гонку с подобной проблемой на канадской трассе было бессмысленно, и он вернулся в боксы. Впервые в сезоне ни одна из машин Williams не доберётся до финиша. Спустя ещё круг сломалась коробка и на Benetton Брандла. Второе место перешло к Шумахеру.

Бергер к тому моменту успел создать некоторый отрыв. Шумахер пробовал его догнать, но безуспешно. Самому Михаэлю никто не угрожал – Жан Алези проигрывал более полуминуты и продолжал отставать. Ещё столько же уступал Вендлингер на March. После того, как на 63-м круге отказал мотор Lamborghini на Larrousse Юкио Катаямы, первая шестёрка определилась окончательно – пятым финишировал Андреа де Чезарис на Tyrrell, шестым – Эрик Кома. Он принёс Ligier первые очки с 1989 года.

Бергер одержал седьмую победу в карьере и вторую в составе McLaren. Однако первую, годом раньше в Сузуке, ему фактически подарил Сенна, так что его канадский успех начали называть «первой настоящей победой». На ситуацию в чемпионате итоги канадского этапа почти не повлияли. Отрыв Мэнселла от Патрезе остался прежним. Шумахер подобрался к итальянцу, но было понятно, что машина Benetton – только третья по скорости в пелотоне.

Найджел Мэнселл воспринял поражение очень нервно. Его позициям ничто не угрожало, но его раздражал тот факт, что он два раза подряд не смог обогнать Сенну. После Гран При Канады он прямо обвинил Айртона в том, что тот вынудил его выехать за пределы трассы – что, конечно, было сильной натяжкой. Сенна, однако, спорить с ним не стал, лишь устало махнув рукой. Всё равно с этим чемпионатом уже всё было ясно.

Источник