Франция'94: Возвращение чемпиона

Франция'94: Возвращение чемпиона

Сезон 1994 года был одним из самых скандальных в истории Формулы 1, и начались эти скандалы ещё в 1993-м, когда новый президент FIA Макс Мосли объявил о намерении запретить всю электронику. Для этого даже не пришлось менять правила - в FIA лишь изменили трактовки.

Активная подвеска теперь считалась "управляемым элементом аэродинамики", а вспомогательные электронные системы, вроде трекшн-контроля и системы старта, по мнению FIA, противоречили пункту "гонщик должен управлять машиной самостоятельно" - хотя по такой логике можно было запретить половину всех агрегатов машины.

Мало кто сомневался, что истинная цель FIA - лишить преимущества команду WIlliams. Доминирование этой команды очень не нравилось, в первую очередь, Берни Экклстоуну, так как не лучшим образом влияло на рейтинги чемпионата. Мосли был человеком Берни, и нет ничего удивительного в том, что их интересы совпали.

В FIA утверждали, что одна из причин изменений - борьба за безопасность, так как скорости слишком выросли, однако гибель Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны заставила их забыть об этом аргументе. Примерно так же "эффективно" была решена и проблема доминирования - вместо Williams подавляющее преимущество получила Benetton. В шести первых гонках сезона Михаэль Шумахер победил пять раз - единственным сбоем стал Гран При Испании, где у немца заклинило коробку на пятой передаче, и он всё равно финишировал вторым!

Справедливости ради стоит заметить, что ситуация всё же была не идентична той, что складывалась в 1992 и 1993 годах. В трёх квалификациях, в которых успел принять участие Сенна на Williams, он завоевал три поула. Но когда он погиб, выяснилось, что бросить вызов Михаэлю просто некому. Бремя лидерства в Williams неожиданно свалилось на Деймона Хилла, и на первых порах он нёс эту ношу с большим трудом.

Найджел Мэнселл на Гран При Франции 1994 года

В чемпионате и без аварий шла смена поколений, а гибель Сенны сделала её более резкой и болезненной. Достаточно сказать, что после трагического уик-энда в Имоле в Формуле 1 не осталось ни одного чемпиона мира! Хотя ещё недавно на старт выходили одновременно 3-4 чемпиона.

Ситуация должна была измениться на седьмом этапе, во Франции, так как в чемпионат возвращался Найджел Мэнселл. В Williams не особенно доверяли своему тест-пилоту, Дэвиду Култхарду, который заменил погибшего Сенну на первых порах, и пытались договориться с Риккардо Патрезе, но тот отказался возвращаться в чемпионат.

Тогда они обратились к Мэнселлу. Найджел к тому моменту уже потерял надежды защитить свой титул в IndyCar, и хотя в 1992-м стороны расстались не в лучших отношениях, в конечном счёте согласился выйти на старт. Правда, руководитель его заокеанской команды, Карл Хаас, освобождать британца от контракта отказался.

Так что полноценное возвращение могло произойти только в концовке сезона, после завершения чемпионата IndyCar. До тех пор единственным Гран При, где у Найджела была возможность выступить в Формуле 1, оказался французский - в США этот уик-энд был свободен. Так что обе стороны получили возможность провести генеральную репетицию возвращения чемпиона 1992 года в боевых условиях.

В понедельник перед Гран При в Великобритании состоялись тесты Williams с участием Мэнселла. Интерес к событию был таким, что в Брэндс-Хэтч съехались не только десятки журналистов, но и тысячи зрителей! Первые же испытания показали, что за полтора года Биг Найдж стал ещё больше, чем прежде - он изрядно растолстел, так что инженерам пришлось адаптировать для него кокпит.

Хилл и Мэнселл на первом ряду стартового поля Гран При Франции 1994 года

Но тесты тестами, а истинную форму Мэнселла мог показать только Гран При. В пятницу Найджел оказался не особенно быстр, заметно (более секунды!) уступая как лидировавшему Шумахеру, так и своему напарнику, а вот в субботу грянула небольшая сенсация - пилоты Williams заняли весь первый ряд стартового поля! Впервые после гибели Сенны поул достался не Шумахеру - его завоевал Хилл.

Мэнселл проиграл Деймону буквально мгновение - 0,077 секунды! Это большой прогресс по сравнению с тестами и первым днём уик-энда, хотя результат не однозначный - всё же многие ожидали, что Мэнселл будет опережать Хилла, как опережал его Сенна. Отчасти успех объясняется новой версией мотора Renault на Williams, но для команды это не очень хорошая новость, так как из предосторожности в гонке оба пилота будут использовать старый.

К тому же, уже известно, что в 1995 году моторы Renault будут стоять и на Benetton. Флавио Бриаторе добился своего, заполучив для своей команды лучшие двигатели чемпионата. Для этого ему даже пришлось купить Ligier, которым также поставлялись эти моторы, но передача контракта не прошла автоматически - решающее значение имела позиция Renault. В команде, наконец, решились поставлять двигатели двум сильнейшим командам, тогда как прежде они предпочитали сосредотачиваться на одной.

А пока с мотором Ford Михаэль Шумахер только третий, и это его худший результат в сезоне. Отставание также самое большое в этом году - более 0,4 секунды. Новая версия Ferrari, за доводку которой отвечал Густав Брюннер, позволила команде добиться явного прогресса - Алези и Бергера разделили всего 0,005 секунды, а поулу оба уступили менее 0,7 секунды.

Жан Алези на Гран При Франции 1994 года. Фото Ferrari

Шестое и седьмое время показали гонщики Jordan. За эту команду выступал пилот, которого многие считали восходящей звездой Формулы 1 и "естественным наследником" Сенны - Рубенс Баррикелло. Заключить с ним контракт на 1995 год уже пытались даже в Williams, но безуспешно - Рубенса не готовы были отпускать ни в команде Jordan, ни его спонсоры из Marlboro. В квалификации, правда, "восходящая звезда" уступила напарнику, Эдди Ирвайну, которого, наоборот, многие недооценивали - отчасти из-за его легкомысленного поведения.

У Шумахера в этот уик-энд тоже сменился напарник - за руль второй Benetton сел Йос Ферстаппен. Молодой голландец уже выполнял эту роль в начале сезона, на двух первых Гран При, подменяя травмированного Юрки Ярвилехто (он повредил шею на предсезонных тестах), которого уже тогда все называли Джей-Джей Лехто. Вернувшись после травмы, финн даже близко не подобрался к тому темпу, которого от него все ожидали, и на такой же машине, как у Шумахера, за четыре Гран При заработал всего одно очко. Разочарованные такими результатами, в команде предпочли вернуть Ферстаппена. В квалификации Йос показал восьмое время.

В воскресенье в Маньи-Кур было очень жарко, что не лучшим образом сказывалось на состоянии шин. Большинство пилотов планировали два или три пит-стопа - тем более, что скорость на пит-лейн здесь ограничена 120 км/ч. На warm-up прозвучал тревожный звонок для Williams - лучшее время показал Шумахер. Вторым был Алези, а Хилл - только третьим. Мэнселл же лишь пятый, уступив ещё и Ферстаппену.

Заняв весь первый стартовый ряд, Williams получила тактическое преимущество - в команде могли сделать ставку на одного пилота, а второй должен был ему помогать, сдерживая Михаэля. Однако все эти расклады пошли насмарку уже в первые мгновения гонки, так как на стартовой прямой Шумахер легко опередил обе машины Williams и захватил лидерство.

Однако, вопреки обыкновению, отрыв Шумахера не рос - Хилл уверенно держался в полутора секундах позади него. Мэнселл их темпа не выдержал и начал постепенно отставать. К десятому кругу он проигрывал уже почти восемь секунд, причём на его заднем антикрыле буквально повис Алези. На некотором отдалении от этой пары ехал Бергер, а Баррикелло пытался атаковать своего напарника в борьбе за шестое место.

Сход Найджела Мэнселла на Гран При Франции 1994 года

Ферстаппен начал гонку неважно, потеряв несколько позиций. Пытаясь вернуть их, на 11-м круге он пробовал атаковать McLaren Мартина Брандла, но ошибся и оказался за пределами трассы. Хуже всего, что при этом Йос сломал переднее антикрыло, так что вынужден был вернуться в боксы для ремонта, после чего продолжил гонку последним.

Первым среди лидеров, на 18-м круге, в боксы отправился Мэнселл. Алези остановился на круг позже - этого круга, а также чуть лучшей работы механиков, хватило французу, чтобы выехать на трассу впереди Williams. На Найджела в скором времени начал оказывать давление Бергер.

Шумахер и Хилл отправились в боксы одновременно, на 21-м круге. Сразу же стало ясно, что в Benetton и Williams выбрали разные стратегии - дозаправка машины Хилла шла заметно дольше. Шумахер вернулся на трассу лидером, а Хилл не только проигрывал четыре секунды, но и оказался только третьим, позади Баррикелло. Рубенса, правда, уже ждали в боксах Jordan.

Прогрев шины, Шумахер заметно прибавил и начал наращивать отрыв от Хилла. К 28-му кругу он выигрывал 7 секунд, к 35-му – 11 секунд. Мэнселл к тому времени уже остановился во второй раз, так что из числа претендентов на высокие места выбыл. Третье место занимал Алези, но на 36-м круге он совершил короткий пит-стоп, уступив позицию напарнику.

На 38-м круге Шумахер остановился во второй раз. Он вернулся на трассу позади Хилла, но проигрывал всего около семи секунд, и этот отрыв стремительно таял. Тем временем в борьбе за третье место Алези пытался догнать Бергера, но на 42 круге ошибся и выехал в гравий. Жану удалось вернуться, но в облаке пыли Баррикелло не увидел его Ferrari и врезался в переднее левое колесо… Для обоих пилотов гонка на этом закончилась.

Михаэль Шумахер на Гран При Франции 1994 года

К 43-му кругу Шумахер уже ехал вплотную за Хиллом, но обгонять его не торопился. Он дождался, пока Деймон отправится в боксы на 46-м круге, после чего прибавил. В этот же момент Мэнселл остановил свою машину в шпильке - отказала гидравлика коробки передач…

На 47-м круге Шумахер выигрывал у Хилла 21 секунду, на 50-м уже 26 секунд. На 54-м круге отрыв достиг 30 секунд, и на следующем круге немец свернул в боксы. Быстрый и чёткий пит-стоп - и Михаэль вернулся на трассу лидером, имея такой же запас топлива, как у Хилла, и при этом гораздо более свежие шины. Гонка выиграна. Вторая позиция Хилла тоже в полной безопасности - он намного опережал Бергера.

Тем временем Мика Хаккинен сошёл из-за очередного отказа мотора Peugeot, потеряв четвёртое место. На масле, вылившемся из McLaren, поскользнулся Юкио Катаяма - а ведь японец всерьёз претендовал на очки для Tyrrell. На четвёртое место поднялся Френтцен на Sauber, на пятое Пьерлуиджи Мартини на Minardi. Пытавшийся проехать гонку с одним пит-стопом Кристиан Фиттипальди совсем потерял темп и пропустил на шестое место Sauber Андреа де Чезариса.

До финиша позиции в шестёрке лучших больше не изменились. К большому разочарованию местной публики, в этой шестёрке нет ни одного француза - хотя на этот Гран При их приехало семь. Двое, однако, выбыли ещё в квалификации. Помимо Алези, хорошие шансы на очки имел гонщик Ligier Оливье Панис, но ещё на первой половине дистанции столкнулся с Джанни Морбиделли. По иронии судьбы, это был единственный сход Паниса за весь сезон.

Очередная, шестая победа Шумахера, казалось, совершенно не оставила места для интриги в этом чемпионате. После семи гонок на счету Михаэля было 66 очков, а у его главного преследователя, Хилла, только 29! Говорить о борьбе за титул не приходилось. Отыграть такое отставание за оставшиеся девять гонок, учитывая форму Benetton, было почти невозможно. Если, конечно, не произойдёт чего-то экстраординарного.

Источник