Аргентина'80: Новые времена

Аргентина'80: Новые времена

Было что-то парадоксальное в том, что сезон 1979 года выиграла команда Ferrari, из-за ограничений своего двигателя Flat 12 использовавшая лишь частичный граунд-эффект – в годы, когда все мысли команд были только о том, как сделать «эффект присоски» более действенным. Этот успех сыграл со Скудерией злую шутку в 1980-м, так как два титула заставили инженеров команды думать, что можно продержаться без полноценного граунд-эффекта ещё сезон. А в 1981-м президент FISA Жан-Мари Балестр обещал его запретить.

Несмотря на то, что между последней гонкой 1979 года и первым Гран При 1980-го, в Аргентине, прошло меньше трёх месяцев, в Ferrari не стали тянуть с обновлениями и представили новую машину – 312 T5. Однако она мало чем отличалась от T4 – конструктор Мауро Форгьери предпочёл эволюционный путь. Это было очень рискованное решение, ведь в концовке предыдущего сезона машины Williams имели явное преимущество.

В Аргентину команда Фрэнка Уильямса привезла как проверенную FW07, так и её продвинутую версию – FW07B, а также нового напарника Алана Джонса – Карлоса Ройтемана. Как и три года назад в Ferrari, аргентинец сменил Клея Регаццони, и как и тогда, это не слишком обрадовало другого пилота команды – Джонс открыто заявил, что предпочёл бы и дальше выступать с Регаццони. Но на этот раз Ройтеман был вынужден согласиться на статус «второго номера».

На место Ройтемана в Lotus пришёл молодой итальянец Элио де Анджелис – дебютировал он годом раньше в составе Shadow. Правда, Дону Николсу его уход не понравился – он заявил, что у де Анджелиса действующий контракт с его командой. Чтобы избежать судебного преследования, итальянцу пришлось выплатить огромную компенсацию – 2 млн франков, то есть около 500 тысяч долларов.

Элио де Анджелис

В целом мир Формулы 1 стремительно менялся – ушли Джеймс Хант и Ники Лауда, некогда гремевшие Эмерсон Фиттипальди и Марио Андретти были далеки от лидирующих позиций, а на первые роли вышли молодые пилоты – Жиль Вильнёв, Нельсон Пике, Дидье Пирони. Всё сильнее становилась команда Renault со своим турбомотором, и в Ferrari и Alfa Romeo уже работали над собственными версиями наддувных двигателей.

На Гран При Аргентины в составе McLaren дебютировал ещё один молодой француз – Ален Прост. В команде напряжённо работали, чтобы вернуться на вершину – в Буэнос-Айрес она привезли серьёзно пересмотренную версию своей машины M29B. Лидером команды, правда, пока считался опытный и авторитетный Джон Уотсон.

После первых же тренировок Джонс предпочёл пересесть на прошлогоднюю Williams FW07, а версию B оставил Ройтеману. Это ничуть не помешало Алану уверенно завоевать поул. Второе и третье время, к величайшей радости Ги Лижье, показали гонщики Ligier Жак Лаффит и Дидье Пирони. Ещё большее удивление вызвало четвёртое время Нельсона Пике на Brabham.

В Lotus привезли в Аргентину новую модель 81, которая должна была помочь забыть о разочарованиях 80-й, первая же квалификация подарила команде обнадёживающие результаты. Оба гонщика команды квалифицировались на третьем ряду, причём де Анджелис опередил Андретти! Правда, оба при этом уступили Джонсу более секунды.

Ferrari ждало разочарование. Машины явно проигрывали лидерам в скорости, причём особенно много – на прямых. Вильнёву всё же удалось квалифицироваться восьмым, позади Arrows Риккардо Патрезе. Шектер показал только 11-е время, уступив Жабую на Renault и Williams Ройтемана.

Ален Прост на Гран При Аргентины 1980 года. Фото McLaren

Небольшую сенсацию преподнёс Прост – в своей первой квалификации он не только показал 12-е время, что было очень неплохим результатом для McLaren, но и на целую секунду опередил Уотсона! Вернувшись в отель, дебютант обнаружил там телеграмму от своего друга, Юго де Шонака: «Заработай для меня очко». Рядом с французом гонку начинал Кеке Росберг, выступавший теперь за Fittipaldi. Лидер команды, Эмерсон Фиттипальди, с трудом преодолел квалификационный барьер, показав 24-е время.

Однако по ходу тренировочных и квалификационных сессий гонщики обнаружили, что трасса находится в неудовлетворительном состоянии. Асфальт в Буэнос-Айресе никогда не был лучшим, а из-за очень жаркого лета ещё больше «поплыл». На некоторых участках перед уик-эндом покрытие сменили, но это не спасло, а кое-где даже усугубило ситуацию. Под колёсами мощных и очень быстрых в поворотах, благодаря граунд-эффекту, машин асфальт сыпался, образовались ямы и колдобины.

К утру воскресенья стало ясно, что трасса находится в плачевном состоянии. Пилоты пробовали протестовать – буквально несколько месяцев назад была воссоздана ассоциация GPDA, и возглавлявший её Шектер попытался организовать бойкот. Однако на этот раз ему пришлось иметь дело с Берни Экклстоуном – и не как главой Brabham, а как серым кардиналом FOCA и человеком, который договаривался с трассами о проведении гонок. В результате Шектера почти никто не поддержал. Столь же безапелляционно была отклонена и попытка заявить о бойкоте следующего этапа, в Бразилии – трассу в Интерлагосе многие считали слишком опасной, но мало кто готов был идти против Берни.

Старт прошёл относительно спокойно: Джонс захватил лидерство, за ним следовали Лаффит, Пирони и Пике. Но уже на первом круге Пирони пытался опередить напарника, и их борьбой воспользовался Пике, опередив обоих французов! Жиль Вильнёв промахнулся мимо точки торможения и оказался на траве – канадец вернулся на трассу 12-м.

Жиль Вильнёв на Гран При Аргентины 1980 года. Фото Ferrari

Ещё через несколько секунд мотор на Ligier Пирони закашлял и заглох – Дидье вынужден был сойти. Первый сход сезона, впрочем, остался не за ним, а за его соотечественником Жан-Пьером Жарье, врезавшимся в Уотсона. На пятом круге сошёл и Уотсон. К этому моменту гонка закончилась для обеих машин Renault, причём не из-за моторов – у Арну сломалась подвеска, у Жабуя коробка передач.

Не заладились дела и у Андретти – он терял одну позицию за другой, и после четырёх кругов заехал в боксы, посчитав, что двигатель не выдаёт полной мощности. Он вернулся на трассу, но оказался в хвосте пелотона. Его напарник де Анджелис на седьмом круге сошёл из-за поломки подвески. Спустя ещё пять кругов гонка закончилась и для главного местного героя, Ройтемана – на его Williams из-за перегрева отказал двигатель. Четвёртое место унаследовал Вильнёв, успевший к тому моменту обогнать Шектера.

Джонс стремительно отрывался от преследователей, а Пике и Лаффит вели отчаянное сражение между собой за вторую позицию. К 10-му кругу отрыв Алана достиг 16 секунд, к 12-му он выигрывал уже 20. На 13-м Джонс опередил Андретти на круг, а спустя мгновение оказался за пределами трассы!

Он вернулся обратно, и даже потерял не так уж много времени, но вскоре стало ясно, что с машиной что-то не так. Температура воды и масла начала быстро расти, возник риск перегрева двигателя и на второй Williams. Причиной оказался бумажный пакет, попавший в радиатор системы охлаждения. Мелочь, но она могла стоить Алану гонки.

Джонс заехал в боксы в конце 17-го круга. Радиатор быстро прочистили, и благодаря созданному заделу австралиец вернулся на трассу четвёртым. Гонку возглавил Лаффит, Пике отставал от него на четыре секунды, Вильнёв на пять, Джонс на восемь. В довольно скучной до того гонке неожиданно появилась настоящая интрига.

Жиль Вильнёв на Гран При Аргентины 1980 года. Фото Ferrari

На 23-м Джонс догнал Вильнёва, на 24-м опередил его, но мгновение спустя Алана развернуло! Вильнёв снова промчался мимо, пришлось всё начинать сначала. Уже на 25-м круге Джонс вновь опередил канадца и бросился в погоню за Пике. На то, чтобы догнать и опередить его, пилоту Williams потребовался всего круг! Чтобы настичь и опередить Лаффита ушло ещё четыре. Впрочем, Джонс мог этого и не делать – через полтора круга у француза взорвался двигатель.

Впечатляющий прорыв Джонса снял все вопросы о победителе – в тот день никто не мог соперничать с австралийцем. Вильнёв тоже опередил Пике и пытался остаться хотя бы в зоне видимости от лидера, но на 37-м круге на его Ferrari сломался руль, и неуправляемая машина вылетела с трассы. К счастью, Жиль не пострадал. Пике вернулся на второе место, на третье поднялся Шектер, но и его Ferrari не суждено было добраться до финиша – сломался двигатель.

Последние круги Джонс проехал достаточно медленно – двигатель вновь начал перегреваться. В какой-то момент к нему даже начал приближаться Пике, но затем ошибся, оказался за пределами трассы, и после возвращения оставил любые попытки побороться за победу. На финише Нельсон отстал от Джонса на 24 секунды – однако это был первый подиум в карьере бразильца. После многочисленных сходов на третье место поднялся Росберг – и для него это тоже первый подиум.

Финишировавший четвёртым Дерек Дели на Tyrrell заработал первые в карьере очки. Занявший пятое место Бруно Джакомелли принёс первые очки не только себе, но и своей команде Alfa Romeo после возвращения в Формулу 1. Шестым, несмотря на несколько разворотов и почти полностью разрушенные «юбки» для граунд-эффекта, до финиша добрался дебютант Ален Прост. Вернувшись в отель вечером, он увидел новую телеграмму от Юго де Шонака: «Теперь я хочу два».

Источник